Спорт и социализация: от методологии спортизации – к инновационным социокультурным проектам

Фотографии: 

ˑ: 

ФК:ВОТ №1 2017, с. 2-4

УДК/UDC 796.011.1

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

В статье проанализированы методологические предпосылки возникновения и развития проекта спортизации физического воспитания, его преимущества и особенности использования в современных социокультурных условиях.
Представлены результаты теоретического и экспериментального обоснования применения спортизированных технологий формирования спортивной культуры школьников, студенческой молодежи. Одним из ярких проектов социализации юных спортсменов, который базируется на методологии спортизации, являются Международные спортивные игры «Дети Азии», которые начиная с 1996 г. проводятся в Якутии каждые четыре года.
Отмечается, что спортивная среда и спортивная деятельность обладают мощным воспитательным потенциалом для формирования у детей и молодежи духовных ценностей и эталонных моделей поведения через освещение в средствах массовой информации спортивных событий, биографических сведений, спортивных и жизненных достижений элиты национального спорта, демонстрации образцов нравственного выбора, примеров соответствия кодексам спортивной этики, что возможно на основе идей спортизации физического воспитания.

Ключевые слова: спортизация, принцип конверсии, кинезиологический потенциал человека, социокультурный проект.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография / В.К. Бальсевич. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 112 с., ил.
  2. Винокурова У.А. Международные спортивные игры «Дети Азии» как социокультурный проект Республики Саха (Якутия) / У.А. Винокурова, Ю.И. Жегусов, А.Е. Местникова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 94–96.
  3. Лубышева Л.И.  Феномен спортивной культуры в аспекте  методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 3. – С. 10–13.
  4. Лубышева Л.И. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта / Л.И. Лубышева, В.П. Моченов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 4. – С. 94–101.
  5. Лубышева Л.И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 4. – С. 6–8.
  6. Лубышева Л.И. Социализация подрастающего поколения в условиях спортивной деятельности  / Л.И. Лубышева, В.П. Моченов // Олимпийский спорт и спорт для всех. XX  Международный конгресс. 16-18 декабря 2016 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конгресса: [в 2 ч.] – Ч. 1. – СПб.: Издательско-полиграфический центр Политехнического университета, 2016. – С. 118-121.
  7. Фонарев Д.В. Теоретическое обоснование муниципальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания г.  Чайковского / Д.В. Фонарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 4. –  С. 20–26. 
  8. Черепов Е.А. Интеграция общего и дополнительного физического воспитания в школе на основе создания межшкольного спортивного клуба / Е.А. Черепов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2015. – № 1. – С. 22.