Адаптивная физическая культура как средство психофизического развития детей с нарушениями зрения, обучающихся в инклюзивной школе

Фотографии: 

ˑ: 

Теория и практика физической культуры №1 2017, с. 35-37

УДК/UDC 796.011.3 Поступила в редакцию 31.10.2016 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Сунцова1
Доктор психологических наук, профессор А.А. Баранов1
Доктор педагогических наук, профессор И.Б. Ворожцова1
1Удмуртский государственный университет, Ижевск

В статье представлены результаты апробации модели инклюзивного образования, включающей адаптивную физическую культуру как обязательный компонент учебно-воспитательного процесса, средство психо-физического развития и социализации детей. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы, где обучаются дети с нарушениями зрения. Система методов и средств адаптивной физической культуры и спорта разработана педагогами совместно с врачами на основе индивидуализации видов занятий и предлагаемой нагрузки, что в целом направлено на развитие компенсаторных возможностей организма, укрепление здоровья и личностной самореализации ребенка. В ходе исследования выявлены показатели уровня школьной мотивации (по методике Н.Г. Лускановой), самооценки (по методике Дембо–Рубинштейн); уровня физической подготовленности, заболеваемости ОРВИ и гриппом среди обучающихся. Проведенное среди младших школьников исследование доказывает эффективность комплекса методов и технологии занятий физической культурой и спортом, адаптированных для детей с ограничениями здоровья по зрению, как компенсаторного, здоровьесберегающего и развивающего компонента учебно-воспитательной системы инклюзивной школы .

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, адаптивная физическая культура, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Горохова Е.В. Анализ влияния занятий АФК на динамику физической подготовленности младших школьников с миопией слабой степени // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта / Е.В. Горохова. – 2015. – № 1(119). – С. 75-78.
  2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 240 с.
  3. Маллаев Д.М. Адаптивная физическая культура в системе специального и инклюзивного образования / Д.М. Маллаев, Г.А. Магомедов / Известия ДГПУ. – 2015. – № 3 – С. 31-36.
  4. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие / Л.Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009.
  5. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Под общ. ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.