Психическое выгорание и характеристики личностного развития учителей физической культуры разного уровня профессионального мастерства

Фотографии: 

ˑ: 

Теория и практика физической культуры №1 2017, с. 26-28

УДК/UDC 796.01:159.9 Поступила в редакцию 28.10.2016 г.

Кандидат психологических наук Р.К. Махмутова1
Доктор психологических наук, профессор А.А. Баранов1
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Овечкин1
1Удмуртский государственный университет, Ижевск

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей психического выгорания учителей физической культуры общеобразовательных школ, имеющих разные квалификационные категории; в исследовании использованы опросники: для оценки уровня социально-психологической адаптации учителя; для диагностики проявлений дезадаптации MBI К. Маслач и С. Джексон, личностный опросник Кеттела; выявлено, что психическому выгоранию в большей степени подвержены педагоги высокого профессионального мастерства, с большим опытом работы. Выявленные в исследовании у учителей физкультуры высшей квалификационной категории: неудовлетворенность материально-техническим оснащением спортивных залов, несоответствие результатов педагогической деятельности затраченным силам; отсутствие педагогов-партнеров, повышенная напряженность из-за высоких рисков здоровью школьников – проявляются в форме личностных дефицитов: недовольство собой, чувства опустошенности и усталости, эмоциональные сдвиги.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, психическое (эмоциональное) выгорание, уровень мастерства педагога, профессиональная дезадаптация.

Литература

  1. Баранов А.А. Профессиональное «выгорание» педагога и развитие личности школьника: монография / А.А. Баранов, Д.Р. Мерзлякова. – Германия: Изд-во «LAPLAMBERTAcademicPublishing», 2015 г. – 153 с.
  2. Баранов А.А. Стратегии психозащитного поведения педагогов с разными уровнями эмоционального выгорания / А.А. Баранов // Вестник РГУ им. И. Канта, № 11. – Калининград: Изд-во «РГУ им. И.Канта», 2010. – С. 28-34.
  3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
  4. Рудаков А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография / А.Л. Рудаков. – Красноярск, 2011. – 190 с.
  5. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2002. – 490 c.