Физическая культура и спорт как факторы развития стрессоустойчивости и превенции подросткового кибербуллинга

Фотографии: 

ˑ: 

Теория и практика физической культуры №1 2017, с. 24-25

УДК/UDC 796.01:159.9 Поступила в редакцию 28.10.2016 г.

Доктор психологических наук, профессор А.А. Баранов1
С.В. Рожина1
1Удмуртский государственный университет, Ижевск

В статье представлены результаты теоретико-эмпирической проверки гипотезы о положительном влиянии физической культуры личности на уровень развития ее стрессоустойчивости, что является, по мнению авторов, необходимым условием превенции подросткового кибербуллинга. Для оценки ресурсов стрессоустойчивости личности использовался тест «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, позволяющий определить в структуре устойчивости субъекта к стрессу продуктивные (проблемно-разрешающий и ориентированный на поиск социальной поддержки) стили и низкопродуктивную стратегию избегания. Подверженность подростков кибербуллингу выявлялась по авторской методике анкетного типа (А.А. Баранов, С.В. Рожина) «Безопасность в сети». Уровень сформированности физической культуры подростков определялся по успешности их обучения на уроках физической культуры и степени вовлеченности в спортивные секции. Результаты исследования свидетельствуют о том, что сформированная физическая культура выступает эффективным превентивным фактором кибербуллинга за счет повышения ресурсного потенциала стрессоустойчивости подростка как личности и субъекта деятельности. У подростков с развитой физической культурой в сравнении со сверстниками, не ориентированными на физкультурно-спортивную деятельность, преобладают высокопродуктивные проблемно-разрешаемые и социально-интерактивные (поиск поддержки) стратегии поведения в стрессогенной ситуации.

Ключевые слова: физическая культура подростка, кибербуллинг, стрессо­устойчивость, копинг-стратегии, превенция.

Литература

  1. Баранов А.А. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербулинга / А.А. Баранов, С.В. Рожина // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2016. – № 2. – С. 37-46.
  2. Комаровская Е.Л. Психологические механизмы стресспреодолевающего поведения студентов-спортсменов / Е.Л. Комаровская, В.В. Маркелов // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 1. – С. 24-27.
  3. Пухняк Д.В. Оптимизация подходов количественной оценки стрессоустойчивости парашютистов / Д.В. Пухняк, П.П. Патахов, А.Н. Мингалев и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 11. – С. 68-69.
  4. Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей / Сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 88 с.