Педагогические условия самореализации школьников средствами физкультурного образования

Фотографии: 

ˑ: 

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 6 2016, с.69-72

УДК/UDC 796.011.3

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Логинов
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

В статье рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации урочных форм самореализации учащихся школ на занятиях по физической культуре. Уточняется смысловое содержание ключевого понятия «самореализация учащихся средствами физкультурного образования». На занятиях третьего урока физической культуры используется широкий набор физических упражнений, формирующий основы самореализации учащихся, основанный на использовании эйдетических, игровых, идеомоторных, музыкально-ритмических методов и спортивно-соревновательных организационных форм. Дается схема дидактической взаимосвязи содержательных компонентов и характеристик самореализации учащихся в условиях занятий физическими упражнениями. Показана позитивная тенденция обучающихся к актуализации потенциала самореализации.
Результаты исследования могут быть использованы как для более обстоятельного психолого-философского анализа, так и в практической деятельности педагогов по физической культуре.

Ключевые слова: самореализация, педагогические условия, школьники, средства, физкультурное образование.

Литература

  1. Быков В.С. Теоретико-методологические основы актуализации физического воспитания учащихся / В.С. Быков // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 6. – С. 11-13.
  2. Меретукова З.К. Полифункциональная сущность актуализации знаний учащихся / З.К. Меретукова // Известия ВГПУ. – 2012. – № 10. – С. 60-63.
  3. Оплетин А.А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания) / А.А. Оплетин. – Пермь: ПГПУ, 2008. – 223 с.
  4. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга / Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 2008. – 168 с.
  5. Педагогическая наука и образование: тематич. сб. науч. тр. / Отв. ред. А.Я. Найн. – Вып. 14. – Челябинск: Уральская Академия, 2014. – 386 с.
  6. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. – М.: Издательский дом «Восток», 2003. – 274 с.
  7. Петухова Н.А. Развитие личности учащегося начальной школы на уроках физической культуры / Н.А. Петухова // Физкультурное образование Сибири. – 2005. – № 9. – С. 26-29.
  8. Питанова М.Е. Становление субъектности в ходе обучения / М.Е. Питанова // Инновации в образовании. – 2011. – № 9. – С. 76-82.
  9. Ромен А.С. Психическая саморегуляция, ее значение и возможности / А.С. Ромен // Психическая саморегуляция: сб. науч.тр. – Алма-Ата, 2007. – № 4. – С. 9-12.
  10. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2011. – 928 с.
  11. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 544 с.
  12. Современная модель физкультурного образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: mon.gov.ru/materials/4674/avgust08.doc.
  13. Спирин В.К. Организационно-методические условия эффективного построения уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания / В.К. Спирин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 6. – С. 11-14.
  14. Столяров В.И. Переход с эмпирического на теоретический уровень научного анализа как методологическая основа проектирования программ физической культуры, спорта и олимпизма / В.И. Столяров. – Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 5. – С. 3-4.
  15. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА, 2002. – 468 с.

Информация для связи с автором: dissovet-2006@rambler.ru

Поступила в редакцию 21.09.2016 г.