Выдвижение гипотезы в научно-педагогическом исследовании по проблемам физической культуры и спорта

Фотографии: 

ˑ: 

Теория и практика физической культуры №12 2016, с.90-92

УДК/UDC 796.011

Доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Закирова1
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1
1Тюменский государственный университет, Тюмень

a.fagalovna@mail.ru

Авторами рассмотрен процесс гипотезирования в научно-педагогических исследованиях по проблемам физической культуры и спорта. Описаны виды гипотез, языковые формы их представления и основные требования, которым должна соответствовать конструктивная научная гипотеза. Обозначены логико-гносеологические и ценностно-смысловые планы выдвижения гипотезы, показаны методологические процедуры и техники стимулирования научного творчества.
Авторами сделан вывод о том, что зрелая, конструктивная гипотеза должна отвечать специальным требованиям, в ряду которых: верифицируемость, или проверяемость; установление устойчивых и необходимых связей, которые могут приобретать характер закономерностей; неочевидность, нестандартность, нетривиальность (а отсюда – спорность, необходимость защитить); широта, или генерализованность, то есть применимость не только к тем явлениям, для объяснения которых она выдвигалась, но и к явлениям, которые первоначально казались не связанными с данными явлениями; простота и ясность. В результате проведённого автором научного исследования гипотеза может подтвердиться и даже стать элементом новой теории, а может остаться необоснованным предположением или тривиальной псевдогипотезой.

Ключевые слова: методология исследования, гипотеза, гипотезирование, аргументация, научная метафора.

Использованная литература

  1. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / В.С. Библер – М.: Политиздат, 1990. – 413 с.
  2. Загвязинский В.И. Общая панорама педагогического исследования по проблемам физической культуры и спорта / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 3-5.
  3. Закирова А.Ф. Понятийная база современной педагогики / А.Ф. Закирова // Педагогика. –2001. – №7. – С. 7-12.
  4. Закирова А.Ф. Эвристическая природа научно-педагогического гипотезирования/ А.Ф. Закирова // Образование и наука. – 2010. – № 10. – С. 12-30.
  5. Москвин В.П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов / В.П. Москвин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 637 с.
  6. Чернякова С.Н. Формирование физкультурной компетентности бакалавров в информационно-образовательной среде вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Чернякова. – Тюмень, 2016. – 24  с.

Поступила в редакцию 30.08.2016 г.