Психофизиологические и когнитивные особенности лиц с различным уровнем двигательной активности

Фотографии: 

ˑ: 

Теория и практика физической культуры №12 2016, с.85-86

УДК/UDC 796.01:612

Кандидат биологических наук А.В. Кабачкова1
Аспирантка Г.С. Лалаева1
Аспирантка А.Н. Захарова1
Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич1, 2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
2Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

kapil@yandex.ru

Целью исследования было изучение психофизиологических и когнитивных характеристик у лиц с различным уровнем двигательной активности.
В исследовании приняли участие мужчины в возрасте от 17 до 20 лет (т=50), которые составили 4 однородные группы, различающиеся по уровню двигательной активности (ДА). Механизмы, обуславливающие различия в психофизиологических и когнитивных свойствах представителей отдельных специализаций, очевидно, связаны с особенностями их нервной организации, ведущую роль в которой играют особенности активности коры головного мозга, формирующейся за счет регулярного повторения определенных паттернов моторной деятельности. Это, в свою очередь, связано со спецификой тренировочного процесса и отражается на адаптационных, компенсаторных, психологических и восстановительных свойствах у представителей с различным уровнем ДА . Результаты исследования показывают, что интенсивность и характер ДА модулируют психофизиологические и когнитивные параметры. Увеличение объема ДА способствует снижению уровня тревожности, степени врабатываемости и снижению уровня нейротизма. Кроме этого нагрузки циклического характера способствуют увеличению лабильности нервных процессов, росту начального темпа в теппинг-тесте и концентрации внимания.

Ключевые слова: двигательная активность, физическая нагрузка, когнитивная деятельность, внимание, тип нервной системы.

Литература

  1. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов на/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.
  2. Асеев Д.Н. Функциональные состояния в структуре спортивной деятельности / Д.Н. Асеев, В.Л. Баркова // Уч. записки РГСУ. – 2011. – № 6. – С. 268-272.
  3. Кабачкова А.В. Двигательная активность студенческой молодежи / А.В. Кабачкова, В.В. Фомченко, Ю.С. Фролова // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 392. – С. 175-178.
  4. Стрельникова Ю.Ю. Временные характеристики познавательных процессов как фактор повышения результативности обучения в высшей школе / Ю.Ю. Стрельникова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. – № 1 – С. 228–235.

Поступила в редакцию 03.10.2016 г.