Средовый подход в формировании физкультурных компетенций у студентов

Фотографии: 

ˑ: 

Теория и практика физической культуры №12 2016, с.38-40

УДК/UDC 796.011.1

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей
Тюменский государственный университет, Тюмень

mangeley60@mail.ru

В статье рассмотрена проблема реализации обновленных стандартов высшего образования и формирования физкультурных компетенций у студентов через построение в вузе элективной среды физического воспитания. Предложена модель элективной среды физического воспитания. Описаны ее специфические особенности и условия построения на практике.
Специфическими особенностями элективной среды физического воспитания являются: открытость и гибкость (связь с другими средами и микросредами, соответствие стандартам и потребностям студентов); кластерно-сетевая организация (трансформерность, экологичность, аутентичность, связность функциональных зон различных кластеров); технологичность (информатизация, интеграция); личностная ориентированность (аксиологичность, дифференциация, индивидуализация).

Ключевые слова: физкультурные компетенции, элективная среда физического воспитания, элективные курсы, интеграция, информатизация, дифференциация, кластерно-сетевая организация.

Литература

  1. Атанасян С.Л. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза / С.Л. Атанасян, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун // Информационная образовательная среда. Теория и практика. – М.: ИСМО РАО, 2007. – Вып. 2. – С. 5-14.
  2. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание; образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – С. 19-22.
  3. Загвязинский В.И. Общая панорама педагогического исследования по проблемам физической культуры и спорта / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 3-5.
  4. Кудинов В.А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями: автореф. дис. …докт. пед. наук / В.А. Кудинов. – М., 2010. – 45 с.
  5. Лубышева Л.И. Кинезиологический подход как методология современной спортивной науки и практики / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская //Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12. – С. 3-5.
  6. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании студентов / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 8. – С. 7-11.
  7. Смит Н. Современные системы психологии / Н. Смит / Пер. с англ.; под общ. ред. А.А. Алексеева. – СПб., 2003. – С. 192-208, 325-330.
  8. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: науч.-метод. пособие / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во «Эйдос», 2013. – 73 с.

Поступила в редакцию 30.08.2016 г.