Индивидуальные особенности межмышечной координации у детей с трудностями в обучении при освоении целенаправленных движений

Фотографии: 

ˑ: 

Теория и практика физической культуры №12 2016, с.35-37

УДК/UDC 796.01:612

Кандидат биологических наук, доцент В.Ф. Воробьев1
Кандидат технических наук, доцент Л.Н. Виноградова1
Кандидат педагогических наук, доцент О.Л. Леханова1
С.В. Пыж1
1Череповецкий государственный университет, Череповец

vovofo@mail.ru

Проведенное исследование показало, что у детей 6 лет с нарушениями речи перемещение предплечья в большей мере обеспечивается работой бицепса, в отличие от хрестоматийных представлений о работе мышц при сгибании руки в локте. Но дети способны научиться управлять тонусом своих мышц и обеспечивать межмышечную координацию при выполнении целенаправленных движений. Интерференционная электромиография позволяет выявить особенности работы мышц-антагонистов, что обеспечивает индивидуальную оценку результативности обучения детей целенаправленным движениям. Её использование допускает возможность реализации одного из видов биологической обратной связи. Более точное управление перемещением предплечья и совершенствование межмышечной координации обеспечиваются совместной деятельностью мышц-антагонистов при освоении игровых действий с мячом. Компьютерные игры без методического обеспечения не позволяют осуществить требуемую межмышечную координацию из-за возникающей ситуации неопределенности и могут привести у детей с трудностями в обучении к закреплению неверных паттернов движения. В исследовании получены принципиально новые данные, раскрывающие природу работы бицепса и трицепса при освоении целенаправленных движений детьми с нарушениями речи. Это исследование может послужить отправной точкой для дальнейшего исследования в сопоставительном анализе возможностей детей с трудностями в обучении, обусловленными различным состоянием здоровья.

Ключевые слова: дети с нарушениями речи, упражнения с мячом, компьютерные игры, биологическая обратная связь.

Литература

  1. Бучилова И.А. Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной депривации / И.А. Бучилова, В.Ф. Воробьев, Г.М. Галактионова, А.С. Куликова //Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 1 (54). – С. 64-67.
  2. Воробьев В.Ф. Индивидуальные особенности регуляции активности мышц у детей дошкольного возраста с различным уровнем здоровья / В.Ф. Воробьев // Череповецкие научные чтения. – 2014. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. К.А. Харахнин. – 2015. – С. 67-69.
  3. Городничев Р.М. Спортивная электронейромиография / Р.М. Городничев. – Великолукская гос. акад. физ. культуры. – Великие Луки, 2005. – 230 с.
  4. Зарипова Ю.Р. Нейромышечный статус недоношенных детей при накожной электромиографии / Ю.Р. Зарипова, А.Ю. Мейгал, И.И. Мебелова // Профилактическая и клиническая медицина. – 2011. – № 3 (40). – С. 322-325.
  5. Пыж С.В. Программно-аппаратный комплекс для реабилитации детей с заболеваниями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата «Gesis» / С.В. Пыж, В.М. Осколков, Ф.Н. Попов // Архивариус. – 2016. – Т. 1. – № 1 (5). – С. 42-45.

Поступила в редакцию 30.06.2016 г.