Физическое и социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся инклюзивным спортом

Фотографии: 

ˑ: 

Теория и практика физической культуры №12 2016, с.32-34

УДК/UDC 796.011.3

Кандидат биологических наук, доцент Л.А. Казакова
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

lida-mila_25@rambler.ru

В статье описывается феномен инклюзивного (совместного) спорта, выделяются его сущностные характеристики и функции по отношению к человеку с ограниченными возможностями здоровья. Изучена сравнительная годовая динамика физического и социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, регулярно занимающихся спортом в инклюзивной и специальной группах (возрастная группа – 10-14 лет). Экспериментальная работа в группе детей с ограниченными возможностями здоровья, регулярно занимающихся спортом в инклюзивной группе, состояла из спортивных тренировок, направленных на ускорение и нормализацию физического развития, и участия в воспитательных мероприятиях с целью повышения уровня социальной адаптированности. По итогам экспериментальной работы у детей было зафиксировано более значительное одновременное изменение анатомо-морфологических показателей физического развития (увеличение индекса Кетле II, жировой константы, жировой массы тела, повышение процентного содержания жира) и показателей социального развития, являющихся маркерами социальной адаптированности (принятие и соблюдение норм и правил жизнедеятельности общества) и социальной автономности (проявление собственной активности, психологической и эмоциональной независимости от окружающих людей).

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, спорт, инклюзивный спорт, физическое развитие, социальное воспитание.

Литература

  1. Аксенов А.В. Повышение эффективности физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Аксенов. – СПб., 2011. – 25 с.
  2. Казакова Л.А. Методологические основания исследования социализации человека с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании / Л.А. Казакова // Философия образования. – 2013. – № 4(49). – С. 161-168.
  3. Тимошина И.Н. Основы моделирования процесса адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях / И.Н. Тимошина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т 8. – № 41. – С. 179-185.
  4. Храмов В.В. Адаптивная физическая культура и спорт: социальные проблемы реабилитации: дис. ... докт. мед. наук / В.В. Храмов. – Саратов, 2008. – 276 с.

Поступила в редакцию 05.02.2016 г.