Теоретические аспекты экспликации мотивов деятельности в физической рекреации

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Ю.Э. Гудков
Кандидат педагогических наук Н.В. Мазитова
Кандидат педагогических наук О.В. Горбунова
Кандидат психологических наук В.В. Павловский
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты занятий физической рекреацией с позиции деятельностного подхода. На основе литературных источников уточняются и конкретизируются побудительные механизмы двигательной деятельности.
Демонстрируется модель сущностной проявленности физической рекреации, позволяющая понять механизм формирования мотивационной устойчивости к организованной двигательной активности.
Изучение (исследование) процессов, связанных с двигательной рекреацией, должно быть основано на потребностно-деятельностном подходе. Ключевым звеном осуществления двигательной активности выступает мотивационно-потребностная сфера личности.
Основной педагогической задачей физического воспитания является «смещение мотива на цель», т.е. перенос внешней мотивации (достижение результата) на внутреннюю мотивацию (получение удовлетворенности от процесса занятий физическими упражнениями).
На основе детализации и учета побуждающих механизмов двигательной деятельности возможна разработка технологии педагогического управления процессами интеграции мотивов, связанных с удовлетворением от процесса деятельности, с мотивами, основанными на ее результатах.

Ключевые слова: физическая рекреация, мотивы деятельности, цель–средство–результат, двигательная активность.

Литература

  1. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Н.М. Бережной, под ред. В.Д. Диденко // Московский государственный университет сервиса, 2000 – .URL: http://lib.vvsu.ru/books/servis/default.asp (дата обращения 10.02.2015)
  2. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
  3. Ильин А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.А. Ильин, К.А. Марченко, Л.В. Капилевич, К.В. Давлетьярова // Вестник Томского государственного университета «Психология и педагогика». – 2012. – № 360 – С. 143-147.
  4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  6. Наговицын Р.С. Деятельностный подход к формированию физической культуры личности студентов / Р.С. Наговицын // эл. журнал «SCI-ARTICLE.RU» раздел «Педагогика». – 2014 – № 5 URL:http://sci-article.ru/stat.php?i=deyatelnostnyy_podhod_k_formirovaniyu_f... (дата обращения 05.02.2015).
  7. Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г.Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз, 1946. – 704 с.