Актуальные проблемы и гипотезы исследования психомоторных способностей учащейся молодежи в физкультурно-спортивной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор В.П. Озеров
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Катренко
Соискательница Г.Г. Павлова
Соискательница В.В. Шевякова
Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Отличительной особенностью проблемы диагностики и формирования психомоторных способностей у молодежи является её междисциплинарность, которая требует интеграции усилий ряда научных дисциплин: психологии, педагогики, физиологии, теории и методики физического воспитания и др. С другой стороны, проблема психомоторного развития молодежи пронизывает всю проблематику психологической науки. Разработка этой проблемы важна для решения не только теоретических, но и практических задач, возникающих в сфере профотбора и становления профессионала, в педагогической психологии и психологии способностей, в психодиагностике, в физическом воспитании, в психологической подготовке, в спорте и т. д.
Целью исследования было обоснование актуальных проблем и системы гипотез исследования психомоторных способностей молодежи. По нашему мнению, важная особенность психомоторики – способность человека отражать объективную информацию о своей двигательной деятельности, точно контролировать и эффективно управлять своими движениями. В соответствии с проблемой изучения психологических основ диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников, студентов и спортсменов удалось сформулировать и предварительно обосновать систему гипотез для дальнейших исследований психомоторного развития человека.
Таким образом, изучение психомоторных основ повышения эффективности двигательных действий человека имеет большое значение прежде всего для педагогической и спортивной психологии, для разработки проблем обучения и воспитания подрастающего поколения, повышения эффективности их учебной, трудовой, физкультурной и спортивной деятельности.

Ключевые слова: психодиагностика, структура, гипотеза, проблема, психомоторные способности, школьник, студент, спортсмен.

Литература

  1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1968.
  2. Давыдов В.В. Принцип развития в психологии / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко // Вопросы психологи. – 1980. – № 12. – С. 47–60.
  3. Дьячков В.М. Критерии технического мастерства в спорте // Вопросы управления процессом совершенствования технического мастерства. – М., 1972. – С. 41–54.
  4. Ильин Е.П. Психология физического восприятия / Е.П. – М.: Просвещение, 1987. – 228 с.
  5. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия / Б.Б. Коссов. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1971. – 300 с.
  6. Коссов Б.Б. Теоретические и прикладные проблемы психологии двигательного развития / Б.Б. Коссов, Н.П. Локалова, Т.А. Ратанова // Психологические проблемы физического воспитания школьников. – М., 1989.
  7. Либин А.В. Дифференциальная психология / А.В. Либин. – М.: «Смысл», «Per Se», 2000. – 549 с.
  8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф Ломов. – М., 1984. – 444 с.
  9. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности / В.Д. Небылицын / Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Л. Лурия, В.Д.  Небылицына. – М.: Педагогика, 1978. – С. 299–336.
  10. Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. – Дубна: «Феникс+», 2002. – 320 с.
  11. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей человека: монография / В.П. Озеров. – Ставрополь: Сервисшкола, 2011. – 280  с.
  12. Плахтиенко В.А. О формировании психомоторного навыка в операторской деятельности / В.А. Плахтиенко, В.В. Софронов // Вопросы психологии, 1969.
  13. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г.  Ярошевского. – М., 1990. – 494 с.
  14. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 1959.
  15. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения / И.М. Сеченов. – М., 1967.