Принципы формирования гендерной культуры у юных спортсменов в учреждениях дополнительного образования

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Сучилин1
Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Столярчук2
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Столярчук2
1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
2Волгоградский государственный социально–педагогический университет, Волгоград

Цель исследования – научное обоснование общих и специфических принципов формирования гендерной культуры у юных спортсменов в подростковом возрасте. Контингент испытуемых – юные спортсмены подросткового возраста ДЮСШ, СДЮСШОР г. Волгограда и Волгоградского колледжа спортивного резерва. В ходе исследования авторами сформулированы и обоснованы спортивно-педагогические принципы, способствующие формированию гендерной культуры у юных спортсменов: обучения, воспитания, развития, углубленной специализации, непрерывности, индивидуализации тренировочного процесса в учреждениях дополнительного образования Гендерная культура включает: критическое (аналитическое) отношение к гендерным стереотипам относительно занятий видами спорта для девочек и мальчиков; уважительное отношение к избранному виду спорта; индивидуальное развитие и утверждение самостоятельности независимо от пола; эгалитарное поведение подростков. Реализация гендерного подхода дает возможность тренерам ДЮСШ овладеть новым концептуальным подходом, мировоззренческим основанием гендерного и физического воспитания, отвечающего современным требованиям развития спорта.

Ключевые слова: гендерная культура, принципы, юные спортсмены, учреждения дополнительного образования.

Литература

  1. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: учеб.-метод. пособие / Н.М. Борытко. – М.: АПКиПРО, 2005. – 120 с.
  2. Ворожбитова А.Л. Гендер в спортивной деятельности: учеб. пособие / А.Л. Ворожбитова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 216 с. 4.
  3. Лубышева Л.И. Женщина и спорт: социальный аспект / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2000. – № 6. – С. 13-16.
  4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт. 1977. – 270 с.
  5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов.– Киев: Олимпийская литература. – С. 199–204.
  6. Сучилин А.А. Трансформация идеалов и гендерных отношений в олимпийском движении / А.А. Сучилин, Л.И. Столярчук // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Сер. «Педагогические науки». – 2016. – № 1 (38). – С. 220–230.
  7. Щуркова Н.Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания / Н.Е. Щурова // Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледж / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – С.382-383.