Эволюция содержания ритмо-пластических движений в процессе становления художественной гимнастики

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор Г.Н. Пшеничникова1
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко2
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Печеневская1
1Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
2Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Если говорить о пластике движений, то к ней женщины стремились всегда. Это подчеркивают многие специалисты в области искусства движений с музыкальным сопровождением. Однако возникла необходимость в изучении становления вида спорта с его изменениями в содержании, трудностями, техники, выразительности, артистичности, применении спортсменками предметов в соревновательной деятельности.
В работе освещена последовательность возникновения этапов развития художественной гимнастики, представлена эволюция содержания ритмопластических движений от конкурсов до Олимпийских игр, подчеркнута особенность культуры движений – от примитивных до высокого спортивного мастерства, показана последовательность формирования содержания движений и трудности в исполнительском мастерстве гимнасток. Выявленные исторические предпосылки для успешного развития художественной гимнастики показали свою эффективность на различных этапах ее становления и развития.

Ключевые слова: становление, художественная гимнастика, конкурсы, эволюция, упражнения с предметами, ритм, пластика, системы.

Литература

  1. Аверкович Э.П. Диалоги о художественной гимнастике. Осмысление эволюции популярного вида спорта в форме воспоминаний / Э.П. Аверкович, Л.Л. Вариченко. – М.: Граница.2007. – 256 с.
  2. Безматерных Г.П. Омская школа художественной гимнастики. Страницы истории / Г.П. Безматерных Г.В. Громыко, Г.Н. Пшеничникова Ю.П. Симаков. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2007. – 72 с.
  3. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах / Г.А. Боброва. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 264 с.
  4. Белокопытова Ж.А. Художественная гимнастика: учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства / Ж.А. Белокопытова, Л.А. Карпенко, Г.Г. Романова. – Киев: [б. и.], 1991. – 86 с.
  5. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук / И. А. Винер. – СПб., 2003. – 20 с.
  6. Винер И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике / И.А. Винер // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 10. – С. 28-29.
  7. Вишнякова С.В. История развития художественной гимнастики: учеб.-метод. пособие / С. В. Вишнякова. – Волгоград: ВГАФК, 2001. – 46 с.
  8. Вилли К. Биология: Перевод с английского, 5-е изд. / К. Вилли. – М.: Мир, 1968. – 808 с.
  9. Гимнастика: учеб. пособие для институтов и техникумов физической культуры / Под ред. И.М. Коряковского, Л.П. Орлова, Л.Д. Штакельберга, С.В. Янаниса.. –М.,–Л: Физкультура и спорт. – 1938. – 549 с.
  10. Гимнастика: учебник для институтов физической культуры / Под ред. Л.П. Орлова. – М.: Физкультура и спорт, 1952. – 656 с.
  11. Гимнастика: учебник для техникумов физической культуры / Под общ. ред. А.М. Шлемина и М.Л. Украна. – М.: Физкультура и спорт, 1954. – 408 с.
  12. Леванчукова И.К. Спортивно-художественные представления – жанр зрелищного искусства / И.К. Леванчукова. – Омск: СибГУФК, 2006. – 132 с.
  13. Морель Ф. Хореография в спорте / Ф. Морель. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 112 с.
  14. Найпак В.Д. Начало пути. Страницы истории / В.Д. Найпак // Гимнастика. Вып. 1-й. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – С. 57-61.
  15. Осерсон-Оглотков В. «Гимнастика – спорт–искусство» / В. Осерсон-Оглотков // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. – 2000. – № 2. – С. 18.