Биологическое и социальное наследование влияния физической культуры и спорта на человека: проблемы и реальность

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор Г.Г. Федотова
Кандидат биологических наук, доцент М.А. Гераськина
Кандидат биологических наук, доцент Г.В. Пожарова
Мордовский государственный педагогический институт им.  М.Е. Евсевьева, Саранск

В статье рассматриваются актуальные проблемы идеи биологического и социального наследования влияний физической культуры и спорта на организм человека. Показано, что занятия физическими упражнениями и массовым спортом вызывают выраженные преобразования в организме и имеют особое значение в повышении уровня общей активности и жизнеспособности современного человека.
Авторами сформулированы следующие теоретические положения:
Перестройка сознания, отказ от сложившихся стереотипов мышления и практики требуют действенных мер по использованию физической культуры и спорта для социально-экономического развития страны.
Повышение под влиянием занятий физической культурой и спортом работоспособности, трудовой и социальной активности, а также формирование ценных интеллектуальных и морально-волевых качеств способствуют более высокой выживаемости и репродуктивной активности групп населения, занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Занятия физическими упражнениями, закаливание, активный отдых, элементы спорта или полноценные спортивные тренировки, если позволяют возможности организма, следует использовать всегда.
На протяжении существования российского государства оно неоднократно находило в себе силы для генерации удивительных по глубине и чистоте, ярких по форме и богатых по содержанию идей оздоравливания нации физически, духовно и морально.

Ключевые слова: биологическое наследование, социальное наследование, спорт, физическая культура, спортсмен, двигательная активность.

Литература

  1. Бака М.М. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта: монография / М.М. Бака, В.С. Бойко, С.С. Гурвич, И.В. Муравов. – Киев: Здоров’я, 2003. – 247 с.
  2. Булич Э.Г. Здоровье человека. Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции: монография / Э.Г. Булич, И.В. Муравов. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 419 с.
  3. Дубинин Н.П. Наследование биологическое и социальное / Н.П. Дубинин // Педагогическая психология : хрестоматия: учеб. пособие / Сост. Б.Б. Айсмонтас. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. – С. 56–59.
  4. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1996. – № 1. – С. 2–4.
  5. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.
  6. Лубышева Л.И. Современный спорт: проблемы и решения / Л.И. Лубышева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2014. – № 1, Т. 14. – С. 12–14.
  7. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта : монография / И.В. Муравов. – Киев: Здоровье, 1989. – 268 с.
  8. Томилов В.Н. Педагогика спорта: возможное направление развития / В.Н. Томилов // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 4. – С. 18–21.