Функциональные показатели кардиореспираторной системы и физическая работоспособность школьников 1-11-х классов при разных формах организации уроков физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

Аспирант Н.В. Ячменев
Доктор медицинских наук, профессор В.Б. Рубанович
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Теория и практика физической культуры №11 2016, номер страниц: 101-104

Цель исследования – выявление особенностей динамики функциональных показателей школьников 1-11-х классов в условиях цикловой и традиционной форм организации уроков физической культуры.
Проведено обследование школьников 1-2, 6-7 и 10-11-х классов Образовательного комплекса школа-сад «Наша Школа» (ЭГ – экспериментальная группа, 48 мальчиков) и СОШ № 169 (КГ – контрольная группа, 75 мальчиков) г. Новосибирска.
Изучены физиологические показатели внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности школьников 1-11-х классов при разных формах организации уроков физической культуры. Установлена более благоприятная динамика изученных показателей при цикловой форме организации уроков физической культуры по сравнению с традиционной формой. При этом различия между сравниваемыми группами в динамике наблюдения возрастали.

Ключевые слова: школьники, физическое воспитание, формы организации уроков физической культуры.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 4. – С. 2-6.
  2. Баранов A.A. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании / A.A. Баранов, Р.В. Кучма, Л.M. Сухарева // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2009. – № 5. – С. 6-11.
  3. Безруких М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова // Начальная школа: Просвещение. – М., 2012. – 128 с.
  4. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) / В.А. Вишневский // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – 270 с.
  5. Изаак С.И. Мониторинг физического здоровья в образовательной среде: теория и практика / С.И. Изаак, В.А. Кабачков // Дополнительное образование. – 2004. – № 8. – С. 44-48.
  6. Клещина Ю.В. Состояние здоровья современных школьников и перспективы его укрепления / Ю.В. Клещина // Рос. пед. журнал. 2009. – № 3. – С. 48-51.
  7. Копылов, Ю.А. Один, два… три / Ю.А. Копылов // Физическая культура в школе. – 2005. – № 4. – С. 7.
  8. Купчина Е.Н. Организационно-педагогические условия повышения качества уроков физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Купчина. – СПб., 2008. – 22 с.
  9. Лёвушкин С.П. Физиологическое обоснование физической подготовки школьников 7-17 лет с разными типами телосложения: дис. ... докт. биол. наук / С.П. Лёвушкин. – М., 2005. – 300 с.
  10. Лубышева Л.И. Социально-педагогические аспекты нововведений в организации и содержании физического воспитания учащейся молодежи / Л.И. Лубышева // Здоровье и физические упражнения: Матер. междунар. науч.- практ. конф. – Тюмень: ТГУ, 2000. – С. 113 - 119.
  11. Межидов К.С. Физическое развитие школьников г. Грозного / К.С. Межидов, A.C. Калмыкова, // Матер. науч.-практ. конф. педиатров и неонатологов «Актуальные вопросы педиатрии и неонатологии». – Ставрополь, 2012. – С. 72-77.
  12. Рубанович В.Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституциональных типов в зависимости от двигательной активности: дис.... докт. мед. наук. / В.Б. Рубанович, – Новосибирск, 2004. – 406 с.