Здоровьесберегающее пространство дошкольной образовательной организации как средство формирования общей культуры ребенка

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент С.В. Кахнович1
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Извеков2
Кандидат философских наук, доцент К.В. Извеков2
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск
2Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Саранск

Теория и практика физической культуры №11 2016, номер страниц: 51-53

В статье рассматриваются факторы и технологии организации здоровье­сберегающего пространства дошкольной образовательной организации (ДОО), а также влияние, которое оказывает проблема здоровьесбережения и физического воспитания на формирование общей культуры ребенка. Раскрывается влияние стабильности функционирования количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации, получаемой ребенком при организации здоровьесберегающего пространства ДОО. Обосновывается введение технологии арт-терапии, эстетических факторов, которые обеспечивают организацию здоровьесберегающего пространства ДОО.
Процесс организации здоровьесберегающего пространства реализуется в личностно ориентированном подходе к каждому ребенку. Здоровьесберегающее пространство понимается авторами как совокупность личностно-развивающих ситуаций, благодаря которым дети учатся эффективно взаимодействовать со сверстниками, родителями и другими значимыми людьми. Здоровьесберегающее пространство предполагает активное участие детей дошкольного возраста в освоении культуры и воспитании вне стрессов и директивных форм воздействия, через внедрение арт-терапии, развитие саморегуляции поведения (от внешнего контроля к внутренней потребности в здоровом образе жизни).

Ключевые слова: здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения, общая культура ребенка.

Литература

  1. Аве-Лаллемант  У. Графический тест «Звезды и волны» / У.  Аве-Лаллемант. – СПб.: Речь, 2002. – 240 с.
  2. Захаров  А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для воспитателей детских садов и родителей / А.И.  Захаров. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
  3. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.  И.  Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
  4. Зегарник  Б.В. Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики / Б.В.  Зегарник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 368 с.
  5. Кахнович  С.  В. Формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста (в художественно-творческой деятельности): автореф. дис. ... докт. пед. наук / С.В. Кахнович. – М., 2014. – 42 с.
  6. Кахнович  С.В.  Организация здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях: программа курса по выбору / С.В.  Кахнович // Образовательные программы педагогических дисциплин; под ред. Р.А.  Ереминой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 122–128.
  7. Куршева  Н.А. Метод проективного рисования в глубинно-психологической коррекции и терапии: личность и межличностные отношения в семье и социуме: монография / Н.А.  Куршева. – М.: МАКС Пресс, 2007. – 76 с.
  8. Соковня-Семенова  И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / И.И.  Соковня-Семенова. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Академия, 1997. – 208 с.
  9. Хоментаускас  Г. Семья глазами ребенка: дети и психологические проблемы в семье / Г.  Хоментаускас. – Екатеринбург: У – Фактория, 2006. – 192 с.