Социокультурные механизмы трансляции ценностей (на примере приобщения молодежи Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни)

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат социологических наук, доцент О.А. Немова1
Кандидат педагогических наук, доцент М.М. Кутепов1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.И. Кутепова1
В.В. Ретивина2
Н.В. Фролова1
1Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
2Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А .Добролюбова, Нижний Новгород

Теория и практика физической культуры №11 2016, номер страниц: 48-50

Основным предметом в настоящей статье выступает исследование социокультурных механизмов трансляции ценностей здорового образа жизни подрастающим поколениям. На обширном социологическом материале представлен обзор ведущих тенденций в сфере мировоззренческих позиций различных поколений россиян относительно проблемы здоровья и здорового образа жизни. Представлены результаты социологических исследований относительно такой базовой ценности, как здоровье.
На фактологическом материале показаны основные социокультурные механизмы трансляции ценностей здорового образа жизни, а именно институт семьи, образование (включая систему дополнительного образования) и средства массовой информации. Также представлены основные особенности функционирования данных механизмов и их реальное влияние на формирование ценностей здорового образа жизни. Центральное место среди трех вышеуказанных социокультурных механизмов занимает семья, как важнейший социальный институт общества. Именно в семье через повседневную практику и ежедневное общение закладываются мировоззренческие ценности и установки. Между тем нельзя абсолютизировать воздействие семьи на сознание человека. Институт образования, система дополнительного образования, институт средств массовой информации способны корректировать мировоззренческие ценности и установки молодежи.
В статье на практических примерах показаны в действии данные социокультурные механизмы трансляции ценностей по приобщению молодежи Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни. Даны рекомендации по повышению сознательного отношения молодежи к своему здоровью и профилактике асоциального поведения. Предложены рекомендации по формированию молодежной социальной политики в области физкультуры и спорта.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, стиль жизни, социокультурные механизмы трансляции ценностей, молодежь,

Литература

  1. Загребин В.В. Потребление психоактивных веществ учащейся молодежью (региональный аспект): дис…. канд. соц. наук / В.В. Загребин. – Нижний Новгород, ННГУ. – 2015. – 250 с.
  2. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: дис., … канд. пед. наук / М.М. Кутепов. – Нижний Новгород, 2003. –163 с.
  3. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций / Л.И. Кутепова // Современные тенденции развития технолого-экономического образования. – Н. Новгород, 2014. – С. 32-39.
  4. Немова О.А. Роль семьи в формировании трудовых установок студенческой молодежи: монография / О.А. Немова, Т.А. Пакина, В.В. Ретивина. – Н. Новгород: Поволжье. – 2013. – 150 с.