Динамика развития памяти у младших школьников на уроках физической культуры с опережающим подходом

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Плотникова1
Доктор педагогических наук, доцент М.Д. Кудрявцев2, 3
Кандидат педагогических наук, профессор Р.Ф. Проходовская1
Доктор педагогических наук, профессор Г.Я. Галимов4
1Иркутский государственный университет, Иркутск
2Сибирский федеральный университет, Красноярск
3Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнёва, Красноярск
4Бурятский государственный университет, Улан-Удэ

Теория и практика физической культуры №11 2016, номер страниц: 40-43

Цель исследования – разработка содержания и экспериментальное обоснование эффективности экспериментальной методики, направленной на развитие показателей памяти на уроках физической культуры с опережающим подходом у учащихся начальной школы. Проведенный эксперимент показал, что проведение уроков физической культуры на основе экспериментальной методики с опережающим подходом не только повышает степень обученности учеников техническим действиям, но и улучшает их память, что обеспечивает целесообразность ее использования при решении задач умственной деятельности. Уроки физической культуры с использованием разработанной методики достигают более высокого прироста по всем исследуемым показателям вида памяти. Оценка полученных данных кратковременной памяти в конце исследования в ЭГ по отношению к подобным результатам КГ установила достоверность различий в показателях при р<0,05–0,001. У детей, обучающихся в ЭГ, время воспроизведения всех слов составило 70,14±1,44, в КГ – 85,69±1,21 с (р <0,001). Время воспроизведения каждого слова с учетом поправки в ЭГ – 16,78±1,13, в КГ – 19,47±1,14 с (р <0,05). Показатель продуктивности памяти в ЭГ – 36,34±1,6; в КГ – 28,15±1,4. Показатель объема кратковременной памяти в ЭГ составил 60,25±1,2, в КГ – 58,36±1,3 ед. Результат образной памяти в ЭГ – 8,3±0,31, в КГ – 4,98±0,21 ед. Показатель вербально-логической памяти в ЭГ – 13,97±0,44, в КГ – 09,39±0,19 ед. Анализ результатов выявил, что динамика изменений показателей кратковременной памяти более выражена в ЭГ, чем в КГ. Если в начале исследования показатель времени воспроизведения всех слов в ЭГ составлял 95,63±1,34, то в его конце – 70,14±1,44 с (р <0,001). Показатель времени воспроизведения каждого слова с учетом поправки от начала к концу исследования уменьшился в ЭГ с 26,24±1,36 до 16,78±1,13 с (р<0,001). Показатель продуктивности ЭГ увеличился с 27,87±1,51 до 36,34±1,6 (р<0,001). Аналогичные показатели наблюдаются в результатах объема кратковременной, образной и вербально-логической памяти.

Ключевые слова: развитие показателей памяти, развивающее обучение, начальная школа, опережающий подход.

Литература

  1. Апокин В.В. Стимулируемое развитие быстроты у детей 9–10 лет с использованием специализированного учебного тренировочного модуля: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.В. Апокин. – Тула, 2004.– 23 с.
  2. Бальсевич В.К. Педагогическая реализация результатов мониторинга физической подготовленности школьников 9–10 лет в условиях Западной Сибири // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / В.К. Бальсевич. – 2006. – № 6. – С. 18–20.
  3. Выготский Л. С. Лекции по педагогике / Л.С. Выготский. – Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2001.– 296 с.
  4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов.– М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
  5. Исаков В.Л. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности учебного процесса: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.Л. Исаков.– 2007. – 24 с.
  6. Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности / М.Д. Кудрявцев // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 7. – С. 55-57.   HTTP://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2003N7/p55-57.htm
  7. Кузнецов В.И. Формирование культуры здоровья в процессе уроков физической культуры в начальной школе: учеб.-метод. пособие / В.И. Кузнецов.– Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. – 168 с.
  8. Лурия А.Р. Заучивание 10 слов / А.Р. Лурия / Альманах психологических тестов. – М., 1995. – С. 92–94.
  9. Матвеев А.П. Программа общеобразовательных учреждений: физическая культура – начальные классы / А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2006. – 25 с.
  10. Обухова Н.Б. Стимулируемое развитие скоростно-силовых качеств у детей 9–10 лет с использованием специализируемого учебно-тренировочного модуля: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Б. Обухова. – Сургут, 2002. – 24 с.
  11. Плотникова И.И. Особенности применения развивающих образовательных технологий на уроках физической культуры / И.И. Плотникова, Г.Я. Галимов, М.Д. Кудрявцев // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – Вып. 13. – С. 105–109
  12. Плотникова И.И. Развивающее обучение школьников игре в футбол на уроках физической культуры / И.И. Плотникова, Г.Я. Галимов, М.Д. Кудрявцев // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – Вып. 13. – С. 109–113.
  13. Соловьев Г.М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: автореф. дис. … докт. пед. наук / Г.М. Соловьев. – М., 1999. – 45 с.
  14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 484 с.
  15. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. – Вильнюс: Швиеса, 1989. – 272 с.