Из опыта обучения плаванию лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Фотографии: 

ˑ: 

С.Е. Уромова1
Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Ольхина1
Кандидат психологических наук, доцент Е.Ю. Медведева1
Кандидат психологических наук, доцент С.Н. Каштанова1
Н.В. Молоткова2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
2Физкультурно-оздоровительный комплекс «Мещерский», Нижний Новгород

Теория и практика физической культуры №11 2016, номер страниц: 26-28

Гуманистические подходы к детям с ограниченными возможностями здоровья, признанные мировым сообществом, обусловили изменение взглядов на их обучение и воспитание. Развитие современного общества не могло не затронуть проблему сопровождения в образовании лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которые долгое время относились к категории «необучаемых». Образование этой категории лиц представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс, являющийся на сегодняшний день одним из малоизученных вопросов, особенно когда речь идет об адаптивной физической культуре (АФК).
Материал статьи представляет собой обобщение опыта работы по одному из направлений адаптивной физкультуры. Представлена резюмированная версия модели обучения плаванию лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Структура предлагаемой модели состоит их четырех взаимосвязанных блоков: диагностического (его цель – определение состояния двигательной и когнитивной сфер, сформированности навыков жизненных компетенций, особенностей поведения и коммуникации воспитанников); диагностико-организационного (цель – комплектование групп для занятий плаванием с учетом индивидуального профиля и типологии трудностей овладения плавательными навыками), организационного (цель – моделирование структуры занятий с выделением этапов, учитывающих особенности каждой типологической группы и последующая апробация модели в ходе обучения плаванию), контрольно-диагностического (цель – проведение мониторинга двигательных навыков, когнитивной сферы и состояния психосоциального поведения).
Определена структура групповых занятий, выделены и обоснованы этапы работы с учетом индивидуального профиля и типологии трудностей овладения плавательными навыками.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, модель обучения плаванию, лица с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Литература

  1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. – Т. 1. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.
  2. Мазитова Н.В. Методика обучения плаванию младших школьников с психическими и интеллектуальными нарушениями в условиях локальной педагогической интеграции: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.В. Мазитова. – Хабаровск, 2006. – 19 с.
  3. Медведева Е.Ю. Характеристика двигательных  навыков  при  обучении плаванию инвалидов / Е.Ю. Медведева, С.Е. Уромова //  Современные тенденции развития науки технологий: сбор. науч. тр. по материалам II  Междунар. науч.-практ. конф. 31  мая 2015 г.: в 7  ч. / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород: ЭГИЦЕНТР, 2015. – Ч. V. – С. 89-93. – URL: http://issledo.ru/wp-content/uploads/2015/06/Sb_k-2-5.pdf
  4. Молоткова Н.В. Способы обучения плаванию детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Н.В. Молоткова, С.Е. Уромова, С.В. Земкова // Современные подходы реабилитации, адаптивной физической культуры в работе с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.: Матер. V Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Е.Н. Фомичевой, Ю.П. Зверева, В.А. Оринчука. – Н. Новгород: ООО «Цветной МИР», 2014. – С. 81-84.
  5. Типовая программа по плаванию (для организаций и учреждений, занимающихся с детьми с отклонениями в развитии) // «Физическая реабилитация и спорт инвалидов». – М.: Советский спорт, 2003.
  6. Уромова С.Е. Модель индивидуального дневника сопровождения спортсменов с интеллектуальными нарушениями / С.Е. Уромова, Ю.П. Давыдова // Современные тенденции развития науки и технологий: Матер. III Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Белгород, 30 июня 2015 г.) / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород: ЭГИЦЕНТР, 2015. – Ч. V. – С. 118-121. - URL: http://issledo.ru/wp-content/uploads/2015/07/Sb_k-3-5.pdf
  7. Уромова С.Е. Развитие двигательных навыков у детей с нарушениями интеллекта средствами физического воспитания / С.Е. Уромова  // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 3(7). – С.11. – URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-09...
  8. Уромова, С.Е. Формирование жизненных компетенций у лиц с тяжелыми интеллектуальными нарушениями с помощью системы комплексных занятий по адаптивному плаванию / С.Е. Уромова, Л.С. Чеснокова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – URL: http://www.science-education.ru/127-20852