Коммуникативная компетентность учителя физической культуры в области безопасности жизнедеятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент М.А. Картавых
Доктор педагогических наук, профессор Г.С. Камерилова
Кандидат педагогических наук И.В. Прохорова
Кандидат биологических наук, доцент Е.Л. Агеева
М.А. Веряскина
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород

Теория и практика физической культуры №11 2016, номер страниц: 17-19

Статья посвящена обоснованию актуальности владения учителями физической культуры коммуникативной компетентностью в области безопасности жизнедеятельности. Обращено внимание на рассмотрение содержательно-целевых, организационно-процессуальных и операционно-технологических аспектов формирования коммуникативной компетентности учителя физической культуры в области безопасности жизнедеятельности. В качестве универсальной процессуальной основы формирования коммуникативной компетентности учителя физической культуры в области безопасности жизнедеятельности определен коммуникативный цикл. Он рассмотрен с позиций педагогического процесса, представляющего собой двуединую процедуру развертывания субъект-субъектных отношений в процессе коммуникативной деятельности. В работе раскрыты характеристики коммуникативного цикла, среди которых целенаправленность, внутреннее системное единство, динамизм, управляемость, итеративность, возобновляемость. Объясняется структура коммуникативной компетентности учителя физической культуры в области безопасности жизнедеятельности, которая представляет собой сложно организованное образование в единстве мотивационно-целевой, ценностно-нормативной, информационно-познавательной, практико-созидающей и личностной составляющих. Коммуникативные циклы конструировались на основе принципов разномасштабности и иерархичности. С процессуальных позиций коммуникативный цикл выстроен на основе итеративной схемы и включает в себя четыре ключевые фазы, которые отражают функциональную взаимообусловленность этого процесса: проблемно-инициативную, проблемно-поисковую, проблемно-творческую, рефлексивную. Педагогический инструментарий коммуникативного цикла представлен совокупностью взаимосвязанных диалоговых ситуаций, отражающих особенности разнообразных моделей общения.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, цикличность образовательного процесса, коммуникативный цикл.

Литература

  1. Данилов А.М. Процесс обучения в советской школе / А.М. Данилов. – М.: Педагогика, 1960. – 275 с.
  2. Зорина Л.Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элементы / Л.Я. Зорина // Советская педагогика. – 1983. – № 10. – С. 31 – 35.
  3. Картавых М.А. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие / М.А. Картавых, И.Б. Бичева, Л.В. Попова // Вестник Мининского университета. – 2016. –- № 1; URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/obrazovanie-v-oblasti-bezopa...
  4. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
  5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева, И.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 392 с.
  6. Копылова Е.А. Учебный диалог как фактор смыслообразования в процессе обучения старших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.А. Копылова. – Тюмень, 2011. – 24 с.
  7. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. – 1990. – № 10. – С. 3-18.
  8. Марон, А.Е. Андрагогический подход к построению технологий обучения взрослых / А.Е. Марон, С.А. Филин // Человек и образование. – 2006. – № 6. – С. 10-14.
  9. Марон А.Е. Компетентностно-деятельностные технологии оценки качества современного образования / А.Е. Марон, Е.А. Марон // Человек и образование. – 2008. – № 2 (15). – С. 35-39.
  10. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогические общество России, 1998. – 638 с.
  11. Планкетт Л. Выработка и принятие управленческих решений / Л. Планкетт, Г. Хейл. – М.: Экономика, 2004. – 267 с.
  12. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология / Г.П. Щедровицкий. – М.: Наука, 1996. – 641 с.