Антропные технологии диагностики компетенций и трудовых действий педагога по физической культуре

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор C.Д. Дмитриев
Доктор педагогических наук, профессор Е.В. Быстрицкая
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Стафеева
Кандидат педагогических наук, доцент Д.И. Воронин
Аспирантка И.Ю. Бурханова
Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород

Теория и практика физической культуры №11 2016, номер страниц: 3-5

Статья посвящена обзору антропных технологий диагностики профессиональных компетенций согласно ФГОС и трудовым действиям, определенным в профессиональном стандарте педагога при аттестации кадров в сфере физкультурного образования. Определена авторская позиция по отношению к применению технологий, позволяющих выявить уровневые и качественные показатели потенциальной и актуальной готовности студента факультета физической культуры и учителя к выполнению профессиональной педагогической деятельности.
В статье кратко изложены антропные технологии, которые построены на принципах личностно-деятельностной парадигмы высшего профессионального образования. Они предназначены как для формирования индивидуальной компетентности педагога по физической культуре, так и для диагностики образовательных результатов, которые представлены в структуре компетенций и актуализируются на практике в системе трудовых действий учителя и тренера.
К таким технологиям относятся: «рефлексивное зеркало» – прорицание чужих намерений, мыслей; «приемы апоретики» – искусство ставить парадоксальные вопросы; «диалог с первоисточником» – в этом диалоге учителя актуализируют проблемное поле профессионально организованной личности и своей профессиональной деятельности; «апология черновика» – это анализ продукта, который представляет собой набросок, эскиз некоего текста, образа, схемы, знаковой системы, который потом, в аналитико-синтетической деятельности субъекта, становится окончательным итоговым отчетным документом.
Все описанные технологии успешно применяются в образовательном процессе бакалавриата педагогического направления и магистратуры «Образовательные технологии в сфере физической культуры».

Ключевые слова: антропные образовательные технологии, принципы высшего профессионального образования, технология «апология черновика», технология «рефлексивное зеркало».

Литература

  1. Быстрицкая Е.В. Научно-технологические подходы в педагогическом образовании / Е.В. Быстрицкая, С.И. Аксенов, Р.У. Арифулина и др. // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 1 (5). – 12 с.
  2. Дмитриев С.В. Антропно-деятельностная парадигма в педагогике (Полемические заметки) / С.В. Дмитриев, Е.В . Быстрицкая // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 1. – С. 96-101.
  3. Дмитриев С.В. Образовательные технологии – от логики взаимодействия к логике сотворчества / С.В. Дмитриев, С.Д. Неверкович, Е.В. Быстрицкая // Спортивный психолог. – 2011. – № 2 (23). – С. 72-77.
  4. Стафеева А.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров по направлению «физкультурное образование» в процессе обучения дисциплине «Проектирование оздоровительно-досуговых технологий» / А.В. Стафеева, А.Л. Дерябина // Вестник БГУ. – 2011/13, – С. 69-74.