Влияние дозированных физических усилий на эффективность когнитивной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Аспирантка К.Г. Милованова1
Постдок Гавин Темпест1
Магистрант Ю.А. Буэль1
Кандидат биологических наук А.В. Кабачкова1
Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич1, 2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
2Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

 Целью исследования стала оценка особенностей влияния дозированных физических усилий на эффективность выполнения задач, связанных с устными вычислениями. В исследовании приняли участие здоровые молодые люди с ведущей правой рукой (n=18), студенты Томского государственного университета (Mean±SD; средний возраст – 19,19±1,20, средний рост – 182,11±6,00 см; средняя масса тела – 76,83±10,90 кг). Исследования проводились в первой половине дня.

Показано, что умеренные физические нагрузки способствуют повышению эффективности решения когнитивных задач низкого уровня сложности, причем нагрузки умеренного уровня оказывают больший эффект, чем низкого. Эффективность же решения задач высокого уровня сложности, напротив, снижается после физических нагрузок, причем степень снижения также пропорциональна уровню нагрузки. Таким образом, особенности влияния физических нагрузок на когнитивные способности в равной степени зависят от интенсивности нагрузок и характера решаемых задач.

Ключевые слова: физические нагрузки, когнитивные способности, устный счет.

Литература

  1. Булич Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов / Е.В. Булич // Уч. записки. – СГУ, 2007.
  2. Кабачкова А.В. Динамика каротидного кровотока при выполнении когнитивной пробы при регулярных физических нагрузках [Электронный ресурс] / А.В. Кабачкова, А.Н. Захарова, Г.С. Лалаева, Л.В. Капилевич / Современные проблемы системной регуляции физиологических функций. Матер. конференции. – М.: НИИНФ им. П.К. Анохина, 2015. – С. 282-285. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=529611
  3. Любаев А.В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь / А.В. Любаев // Молодой ученый. – 2015. – № 18. – С. 423-425.
  4. Рейзин В.М. Физическая культура людей умственного труда / В.М. Рейзин. – Минск: Изд-во БГУ, 1979. – 176 с.
  5. Стародубцева И.В. Умственное и физическое воспитание: точки соприкосновения / И.В. Стародубцева // Вестник Башкирск. ун-та. – 2008. – № 1. – С. 19-21.