Интеллектуальное развитие ребенка в процессе музыкально-двигательной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Фомина
Доктор педагогических наук, доцент С.Ю. Максимова
Кандидат педагогических наук, доцент Е.П. Прописнова
Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Целью работы было выявление особенностей интеллектуальной сферы психического развития детей дошкольного возраста в результате воздействия средств музыкально-двигательной деятельности. Анализ экспериментальных данных показал позитивную тенденцию в развитии внимания, памяти и мышления у детей, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи, занимающихся ритмической гимнастикой.
Экспериментальные исследования в коррекционных группах дошкольников с задержкой психического развития выявили в процессе музыкально-двигательного физического воспитания значительный прирост показателей интеллектуальной и эмоциональной сфер психического развития. Под воздействием систематически организованных занятий ритмической гимнастикой игрового характера у детей с ЗПР значительно улучшились показатели интеллектуального развития: объем и концентрация внимания, зрительная, слуховая и двигательная память, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление. Дети 6 лет с ЗПР начали проявлять умения действовать по правилам, соотносить свои действия с ними и анализировать.
Отмеченные факты явились основанием для теоретического анализа психологических механизмов воздействия средств музыкально-двигательной деятельности, а именно ее главного элемента – музыкального движения – на развитие интеллекта ребенка.
Рассматриваются психологические механизмы воздействия музыкального движения на развитие ребенка.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, интеллект, музыкально-двигательная деятельность.

Литература

  1. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: метод. руков. для родителей и воспитателей / В.В. Кантан. – СПб.: Корона-Принт, 2011. – 272 с.
  2. Максимова С.Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности: дис. … докт. пед. наук / С.Ю. Максимова. – Волгоград, 2014. – 450 с.
  3. Прописнова Е.П. Методика сюжетно-ролевой логоритмической гимнастики для дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 170 с.
  4. Филина В.И. Влияние занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой на развитие внимания детей младшего школьного возраста / В.И. Филина, Н.А. Фомина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015. – № 2. – С. 35-40.
  5. Фомина Н.А. Музыкально-двигательное направление физического воспитания дошкольников / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 7. – С. 57-58.