Уровни студенческого спорта в университете

Фотографии: 

ˑ: 

Доцент С.Ш. Намозова
Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев
Кандидат медицинских наук Л.В. Шадрин
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Студенческий спорт в вузе имеет следующую организационную структуру: 1) учебные занятия физической культурой; 2) спортивная подготовка в сборных командах вуза; 3) спортивная подготовка в сборных командах РФ. На первом уровне решаются следующие задачи: развитие двигательных способностей; улучшение работы органов и систем организма; формирование адаптивных реакций на дозированные оздоровительные нагрузки; коррекция недостатков в функционировании кардиореспираторной, мышечной, нервной и других систем организма, а также психической и умственной деятельности. Объем оздоровительной физической активности – 4 ч в неделю, интенсивность – 50-80% МПК, ЧСС – 130-160 уд/мин. На втором уровне спортивная подготовка студентов строится с учетом цикличности образовательного процесса. В подготовке студента-спортсмена большое место отводится психологической подготовке, обеспечивающей максимальную реализацию соревновательного потенциала. Задачи: совершенствование спортивной подготовки студентов; оптимизация работы его органов и систем организма во взаимодействии с психикой в интересах формирования готовности к соревновательной деятельности; повышение адаптационных возможностей в спортивной, образовательной, профессиональной, коммуникативной и социальной деятельности. Объем физической активности – 6-10 ч в неделю, нагрузка – 80-100% МПК, ЧСС – 170-180 уд/мин. На третьем уровне главная задача – подготовка спортсмена-любителя в спорте высших достижений. Для этого необходимы расширение и углубление медицинского обследования; применение методик психобиологического и генетического обследования. Это позволит контролировать и прогнозировать результат в спорте, максимально приближать подготовку спортсмена-любителя к условиям подготовки спортсмена-профессионала. Объем физической активности – 6-10 ч в неделю и более, нагрузка – 80-100% МПК, ЧСС – 170-180 уд/мин и более.

Ключевые слова: учебные занятия, студенческий спорт, спорт высших достижений, адаптация, функциональное состояние, физическая активность.

Литература

  1. Григорьев В.И. Управление системой студенческого спорта в новых условиях / В.И. Григорьев // Уч. записки НГУ им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 3 (97) – С. 47-52.
  2. Иванова Л.А Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений / Л.А. Иванова, О.А. Казакова // Концепт. – 2014. – № 10 (октябрь). – ART 14273. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14273.htm].
  3. Намозова С.Ш. Влияние регулярных занятий физической культурой на функциональное состояние организма студентов / С.Ш. Намозова, Ш.З. Хуббиев, Р.С. Минвалеев и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 23-25.
  4. Намозова С.Ш. Мониторинг функционального состояния членов сборных команд в системе педагогического управления студенческим спортом: отбор значимых критериев / С.Ш. Намозова, Ш.З. Хуббиев, Р.С. Минвалеев, Шадрин Л.В.// Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 4. – С. 20-22.
  5. Попцов В. Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость / В. Попцов // Лыжные гонки. – 1998. – № 1 (7). – С. 3-8.
  6. Прокопьев Н.Я. Физиологические подходы к оценке функциональных нагрузочных проб в спорте / Н.Я. Прокопьев, Е.Т. Колунин, М.Н. Гуртовая, Митасов Д.И. // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 2. – С. 146-150.
  7. Прудникова Н.А. Студенческий спорт в Соединенных Штатах Америки и России: перспективы развития / Н.А. Прудникова, А.Б. Шарафеева // Студенческое спортивное движение. Состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции / отв. за выпуск Н.В. Соболева. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – С. 64-68.
  8. Смирнов М.Р. Еще раз к вопросу о пороговой концепции (или сколько всего «порогов» существует на самом деле) / М.Р. Смирнов // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 2. – С. 51-57.90.
  9. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возраст­ная: учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
  10. Суздальницкий Р.С. Новые подходы к пониманию спортивных стрессорных иммунодефицитов / Р.С. Суздальницкий, В.А. Левандо // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 1. – С. 18-22.
  11. Хуббиев Ш.З. Структура индивидуальной оздоровительной программы по физической культуре и технология ее разработки / Ш.З. Хуббиев, С.Ш. Намозова, Т.Л. Незнамова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 3. – С. 27-30.
  12. Штраусенберг Э. Спортивная нагрузка и сердечная деятельность / Э. Штраусенберг. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.