Активная безопасность при заносе в автоспорте

ˑ: 

Соискатель Г.А.Чавчанидзе
Доктор педагогических наук, профессор Э.С. Цыганков
Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Зудин
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

В автомобильном спорте занос может носить позитивный характер и использоваться для повышения безопасности в ряде управляющих действий. Целью исследования стало выявление особенностей управляющих действий при заносе автомобиля. В статье  представлены модели ситуаций, связанных с заносом.
Получить навыки управления автомобилем в критических ситуациях такого уровня в форме самообучения невозможно из-за реальной опасности для водителя и автомобиля. Овладеть мастерством управления автомобилем в заносе можно при контраварийном обучении в специальных центрах  высшего водительского мастерства, в которых обучение проводится по блочно-модульной системе и двухуровневой программе, включающей раздел теоретической и тренажерной подготовки – модуль «ледовый пилотаж», который предполагает учебные практические занятия на ледовом стадионе. Программа на льду включает 16 учебных и контрольных упражнений, где последовательно осваиваются элементы преодоления заноса: «квадрат» (занос-выравнивание), «треугольник» (критический занос), темповая змейка (ритмический занос), развороты передним и задним ходом (полицейский разворот), «волчок» (вращение на месте), «вальс», поворот в заносе и другие упражнения скоростного маневрирования. Пятидневный цикл учебных занятий позволяет освоить базовые элементы управления автомобилем на скользкой дороге и контраварийные приёмы.

Ключевые слова:  разновидности заносов, особенности применения,  безопасность, автоспорт.

Использованная литература

  1. Герасенков А.В. Стимуляция работоспособности курсантов ЦВВМ при помощи БАД направленного действия / А.В. Герасенков // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: матер. межрегион. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов / Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. – Омск, 2003. – С. 189–191.
  2. Зудин В.Н. Педагогическая модель контраварийной подготовки / В.Н. Зудин, Э.С. Цыганков // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта: Фактор риска. – 2006. – № 1(9). – С. 5.
  3. Зудин В.Н. Формирование сложнокоординационных навыков активной безопасности автогонщиков и водителей различного профиля деятельности / В.Н. Зудин, Э.С. Цыганков // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 11. – С. 60–61. 
  4. Кузнецов А.А. Оптимизация психофизической подготовленности автогонщиков ралли высокой квалификации / А.А. Кузнецов // Вестник спортивной науки. – 2007. – № 3. – С. 15–19.
  5. Цыганков Э.С. Педагогическая система контраварийной подготовки / Э.С. Цыганков // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств: (матер. междунар. науч. конгр.), Москва, 2-4 февр. 2006 г. / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Акад. спорт. и приклад. единоборств; Моск. ун-т МВД России. – М., 2006. – С. 323-333.
  6. Цыганков Э.С. Базовая модель техники прохождения поворотов в мотоциклетном спорте / Э.С. Цыганков, Г.И. Шулик // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 3. – С. 78–80.