Влияние социально-демографических факторов на выбор учителями механизмов защиты от стресса

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бронский
Кандидат педагогических наук, доцент В.И. Лебедева
Павлодарский государственный педагогический институт, Павлодар, Казахстан

Цель исследования – определить механизмы психологической защиты учителей от стресса. Исследование проводилось на базе Института повышения квалификации педагогических работников в 2013-2014 гг. Всего было опрошено 108 учителей физической культуры городских и сельских школ Павлодарской области (72 мужчины и 36 женщин). Выбор локуса контроля и копинг-стратегии педагогами рассматривался на основании следующих социально-демографических факторов: стажа работы, квалификационной категории, места проживания и семейного статуса. Опрос респондентов выполнялся по методикам Дж. Роттера, Р. Лазаруса (адаптированной Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк) и Э. Хайма. Установлено, что опрошенные учителя физической культуры в большинстве случаев независимо от социально-демографических факторов и гендерной принадлежности применяют чаще интернальный тип локуса контроля, чем экстернальный. У мужчин, как и у женщин, выявлено возрастание процента интерналов с увеличением стажа работы и уровня квалификации. Демографический фактор (место проживания) незначительно влияет на выбор локуса педагогами. Семейный статус однозначно показал увеличение количества экстерналов среди холостых и незамужних учителей. Выявлено, что в большинстве случаев, независимо от социально-демографических факторов и гендерной принадлежности, респонденты чаще применяют в своей жизни адаптивные или относительно-адаптивные копинг-стратегии.

Ключевые слова: учителя физической культуры, профессиональное выгорание, стресс, локус контроля, копинг-стратегия.

Литература

  1. Бронский Е.В. Копинг-стратегии как механизм психологической защиты учителей физической культуры от стресса / Е.В. Бронский // Педагогический вестник Казахстана. – 2014. – № 3-4. – С. 64– 70.
  2. Бронский Е.В. Локус контроля и копинг-стратегии как механизм совладания учителей физической культуры со стрессом / Е.В. Бронский, В.И. Лебедева // Институционализация содержания и организации условий инновационной образовательной среды высшей педагогической школы: матер. междунар. конф. – Павлодар: ПГПИ, 2015. – С. 199-202.
  3. Бронский Е.В. Исследование механизмов психологической защиты учителей физической культуры от стресса / Е.В. Бронский, В.И. Лебедева // Современные концепции теории и практики физической культуры: матер. междунар. конф. – Уфа, 2015. – С. 56-62
  4. Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. — СПб.: Речь, 2000. — С. 70.