Физическая культура в школе с позиций системно-деятельностного подхода

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор А.М. Тихонов
Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Полякова
Кандидат педагогических наук, доцент Д.Д. Кечкин
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

Цель исследования – раскрыть содержание  физической культуры как учебного предмета с позиции реализации требований ФГОС.
В логике вышесказанного,физическая культура – это физкультурная деятельность как система последовательных и взаимосвязанных действий автора по созданию, исполнению, дозированию, контролированию, рефлексированию воздействия, которое упражнение оказывает на него. Целью же образовательной физической культуры станет освоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.). Другими словами – помочь человеку стать созидателем своего психофизического состояния на основе личностной физической культуры. Следовательно, физическая культура личности – это компетентное владение способами использования физических упражнений с целью изменения своего психофизического состояния.

Ключевые слова: учебный предмет, физическая культура, школа, федеральный образовательный стандарт, физкультурная деятельность.

Литература

  1. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности (доклад на IV Международном конгрессе по теории деятельности) / В.В. Давыдов // Развивающее образование. Т. I. Диалог с В.В. Давыдовым. – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 24-35.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  3. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. – 2-е изд. – М.: Просвщение, 2012. – 64 с.
  4. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 104 с.
  5. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. – М.: Мысль, 1983. – С. 117.
  6. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 7. – С. 2-10.
  7. Очерки по теории физической культуры: Труды учёных соц. стран. Сост. и общ. ред. Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 248 с.
  8. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 61 с. – (Стандарты второго поколения).
  9. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – С. 20.