Многомерный непараметрический анализ морфологических факторов возрастной динамики двигательных способностей школьников

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук, профессор С.Н. Симонов1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Частихин2
Доктор медицинских наук, профессор А.В. Гулин1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин3
1Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов
2Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации, Воронеж
3Сургутский государственный университет, Сургут

В Тамбовской области создана многоуровневая система мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников. Электронная база данных персонального учёта позволяет оперативно оценивать уровень физического здоровья школьников и при необходимости быстро принимать меры коррекции. Выявление взаимозависимостей между антропометрическими характеристиками и двигательными способностями требует многомерного непараметрического анализа с выходом на комплексные модели с возможностью последующего прогнозирования процессов роста и развития детей и подростков. Кроме прочего, такой подход позволяет обеспечить реализацию принципа дифференциации и индивидуализации в физическом воспитании в школе.

Ключевые слова: многомерное моделирование, возрастная динамика двигательных способностей, рост и развитие детей и подростков, ауксологические исследования, мониторинг физического здоровья школьников.

Литература

  1. Базыкин А.Д. Нелинейная динамика взаимодействующих популяций /А.Д. Базыкин. – Москва-Ижевск: Институт компьютерных технологий, 2013. – 368 с.
  2. Вишневский В.А. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогенеза / В.А. Вишневский, В.В. Апокин, Д.В.Сердюков и др. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2010. – 367 с.
  3. Вишневский В.А. Влияние природно-климатических и социально-экономических факторов на здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность учащихся ХМАО-Югры / В.А. Вишневский, В.В. Апокин, С.В. Соколов и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 7. – С. 95–98.
  4. Губа В.П. Морфологические исследования в спорте / В.П. Губа. СпортАгидельПрессс. – М., 2000. – С. 120.
  5. Дженкинз Г. Спектральный анализ и его приложения / Г. Дженкинз, Д. Ваттс. – М.: Мир, 1972. – 287 с.
  6. Доскин В.А. Биологические ритмы растущего организма / В.А. Доскин, Н.Н. Куинджи. – М.: Медицина, 1989. – 224 с.
  7. Колмогоров А.Н. Исследование уравнения диффузии, соединенной с возрастанием количества вещества, и его применение к одной биологической проблеме / А.Н. Колмогоров, И.Г. Петровский, Н.С. Пискунов // Бюллетень МГУ. – 1937. – Т.1. – № 6. – С. 1–26.
  8. Симонов С.Н. Синергетический подход в педагогике / С.Н. Симонов, О.В. Копаев // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 8. – С. 29–31.
  9. Симонов С.Н. Синергетическая модель сенситивных периодов развития двигательных способностей / С.Н. Симонов, А.А. Частихин, Е.Г. Матвеев // Вестник Тамбовского университета. Сер. Естественные и технические науки. – 2012. – Т. 17. – Вып. 4. – С. 1314–1317.
  10. Симонов С.Н. Синергетическое моделирование сенситивных периодов развития двигательных способностей школьников / С.Н. Симонов, А.А. Частихин, А.В. Гулин, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 1. – С. 29–31.