Содержание понятия «здоровьесберегающие технологии» в контексте современного школьного образования

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.П. Матвеев
Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов
Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Корнев
Российский государственный социальный университет, Москва

В статье анализируется понятие «здоровьесберегающие технологии», которое активно используется в отечественной системе школьного образования. Несмотря на длительный срок своего применения, в том числе и  в нормативных документах, единого представления о содержательном наполнении, структурной организации и целевых ориентациях самого явления «здоровьесберегающие технологии» еще не сложилось. Последнее в значительной степени сдерживает разрешение проблемы укрепления здоровья современных школьников, что сохраняет вектор научных исследований в русле ранее сложившихся концептуальных положений школьной гигиены. Для уточнения понятия «здоровьесберегающие технологии» и создания новых подходов к возможному разрешению проблемы укрепления здоровья учащихся общеобразовательных организаций в статье рассматривается допустимость использования для этих целей концептуальных положений «метода проектов», являющегося в современном образовательном процессе основой большинства педагогических технологий. Ориентируясь на достижение заданного результат, «метод проектов» позволяет обозначить проблему существа того результата, который может быть достигнут в системе мероприятий по оздоровлению учащихся в режиме учебной деятельности, разработать основы проектирования оздоровительных технологий, насытив их соответствующим содержанием.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, «желаемый образ» состояния здоровья школьников, метод проектов, оздоровительное сопровождение.

Литература

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков: учебник для учащихся санитарно-фельдшерских отделений мед. училищ  / М.В. Антропова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1982. – 334 с.
  2. Бабичева И.В. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию  / И.В. Бабичева // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 65–67.
  3. Безруких М.М. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002. – 346 с.
  4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1996. – 243 с.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
  6. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. – М., 1974. – 213 с.
  7. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев: учеб. пособие для студентов педагог., учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
  8. Монахов В.М. Технологические основы конструирования учебного процесса: учеб. пособие / В.М. Монахов. – Москва-Тула: ИПК, 1995. – 143 с.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко – М.; 1998 – 256 с.
  10. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001. – 172 с.
  11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К.Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002 – 123 с.