Реализация дисциплин по физической культуре и спорту в условиях учреждений высшего образования

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.Б. Андрющенко
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Белецкий
Е.Ю. Внукова
М.Ю. Точигин

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

В статье представлен опыт реализации ФГОС3+ по дисциплинам  физической культуры и спорта (направление 38.03.01 – «Экономика»)  в период модернизации высшего образования (объединение и присоединение вузов).
Изложенные  в статье принципы организации учебного процесса по дисциплинам физической культуры и спорта позволили получить положительные результаты. Во-первых, полностью реализуется ФГОС3+; во-вторых, сняты рассогласования при планировании учебного процесса, распределении студентов и преподавателей по спортивным объектам, определены квоты в залах для самостоятельных занятий; в-третьих, у студентов всех курсов сформирована позитивная мотивация к урочным и внеурочным занятиям, к участию в соревнованиях, тестированиям и научно-исследовательской деятельности; в-четвертых, от модуля к модулю улучшаются показатели тестирования знаний (в 2015/2016 учебном году порог успешного освоения знаний прошли более 80,0% студентов); в-пятых, до 94,0% увеличилось количество студентов, имеющих оценки «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», что свидетельствует о достаточно высоких показателях сформированной ОК-8.

Ключевые слова: высшее образование, дисциплины по физической культуре и спорту, ФГОС 3+, готовность к развитию физической культуры, компетенции.

Литература

  1. Аверясова Ю.О. Формирование пространства физической культуры в системе профессиональной подготовки  студентов: монография /  Ю.О. Аверясова, Л.Б. Андрющенко, Т.Д. Алиев. – М.: Изд-во ТР-принт, 2015. – 170 с.
  2. Андрющенко О.Н. Ценностное отношение студентов к соревновательному компоненту профессионального образования / О.Н. Андрющенко / Матер. междунар. науч.-практ. конф.. г. Волжский, 17-18 апреля 2008 года: «Физическая культура и спорт в XXΙ веке». – Вып. IV. – Волжский, 2008. – С. 8–12.
  3. Вялкина Т.Г. Методика физического воспитания студенток вузов на основе дифференцированного применения комплексов средств психорегуляции, дыхательной и ритмической гимнастики: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Г. Вялкина. – Волгоград: ВНИИФК, 2002. – 24 с.
  4. Кондраков Г.Б. Релевантность педагогических задач интеллектуальной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе / Г.Б. Кондраков, М.В. Алаев // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Матер. ХII междунар. очно-заочной науч.-практ. конф., 3 апреля 2014 года, г. Москва / Под ред. А.В. Карасева, В.А. Собины. – М.: ИНЭП, 2014. – 423 с.
  5. Кондраков Г.Б. Совершенствование образовательной составляющей занятий фитнесом / Г.Б. Кондраков, Т.Н. Шутова, О.В. Везеницин // Матер. XVIII региональной студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ». – Омск: Издатель-Полиграфист, 2015. – С. 96–100.
  6. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. … докт. пед. наук / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦОЛИФК. – 1992.
  7. Лукьяненко А.Г. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания учащихся колледжа: автореф. дис. … канд. пед..наук / А.Г. Лукьяненко. – Ейск: ВНИИФК, 2002. – 24 с.
  8. Орлан И.В. Методика физического воспитания студентов основного отделения вузов на основе спортивно ориентированной проблемно-модульной технологии обучения: автореф. дис. …  канд. пед. наук / И.В. Орлан. – Волгоград: ВГАФК, 2002. – 24 с.
  9. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: учебник для вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск: Тесей, 2003. – 521 с.
  10. Цуцаева М.В. Организация комплексного контроля за уровнем физкультурного образования студентов: автореф. дис. …  канд. пед. наук / М.В. Цупаева. – Волгоград: ВНИИФК, 2004. – 24 с.
  11. Шутова Т.Н. Формирование основ физической культуры личности у младших школьников в процессе валеологического образования: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Н. Шутова. – Челябинск: Челябинск, 2003. – 24 с.