Формирование физкультурно-спортивной компетенции саморазвития у студентов на занятиях физической культурой

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Оплетин1, 2
1Пермский национально-исследовательский политехнический университет, филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, Пермь
2Пермский государственный институт культуры, Пермь

В статье рассматривается проблема формирования физкультурно-спортивных компетенций на занятиях физической культурой в условиях вузовского образования, на основе экспериментальной программы, с использованием традиционных и нетрадиционных средств физической подготовки студентов вуза. Педагогический эксперимент  проводился на базе Пермского национально-исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) и Пермского государственного института культуры (ПГИК) в период с 2010 по 2015 г. Контрольная группа (n=78) занималась в соответствии с рабочей программой, экспериментальная группа (n=76) – по специально разработанной и утверждённой  в вузах ПНИПУ, ПГИК экспериментальной программе, в которой использовались универсальная система разминки, энергогимнастика, скафандриальная гимнастика, педагогический аутотренинг, социально педагогический тренинг, российская отечественная система самообороны, система «Гром» для формирования компетенции личной безопасности. Показатели физической культуры личности студентов вузов и их здоровье оценивались как латентные переменные по логарифмической шкале логитов.
Экспериментальная программа и технология формирования физкультурно-спортивной компетенции саморазвития личности студента эффективна в условиях вуза благодаря гибкому подбору традиционных и нетрадиционных методов и средств физического воспитания, регулярной педагогической диагностике и непрерывному контролю учебной и внеучебной деятельности.

Ключевые слова: физическая культура, воспитание, компетенции, саморазвивающаяся активность.

Использованная литература

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь) / В.К. Бальсевич. – М.: ГЦОЛИФК, 2012. – С. 46.
  2. Виленский М.Я. Физическая культура как базовый компонент профессионально-личностного развития учителя / М.Я.  Виленский, В.С Макеева // Педагогическое образование и наука. – 2003. – № 3. – С. 10.
  3. Григорьев В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К.Д. Кил // Уч. записки. – 2011. – № 1(71). – С. 36–40.
  4. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 3. – С. 7–16.
  5. Макеева В.С. Дифференцированный подход в формировании физической культуры обучающихся / В.С. Макеева // Педагогическое образование и наука. – 2013.  – №  4. – С. 41–43.
  6. Макеева В.С. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания / В.С. Макеева, С.В. Шавырина // Образование и саморазвитие. – 2010. – Т. 1. –  № 17. – С. 225-230.
  7. Макеева В.С. Формирование готовности к полисубъектному взаимодействию бакалавра физической культуры / В.С. Макеева, К.Е. Токарева, Д.О. Поляков // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20869 (дата обращения: 28.07.2015).
  8. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания / И.В. Манжелей. – Челябинск, 2007. – 152 с.
  9. Оплетин А.А. Педагогический аутотренинг на занятиях физической культурой / А.А. Оплетин // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 4. –  С. 36–39.