Социально-педагогическое проектирование в формировании компетенции личностного самосовершенствования будущего педагога

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Татьянина
Аспирант А.А. Озеров
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

В современных условиях развития системы высшего образования в России важной представляется готовность общественного и индивидуального сознания к осмыслению ценностных основ профессиональной деятельности. В данных условиях укрепляется здоровьесозидающий характер образования: его ключевой задачей становится развитие компетенции личностного самосовершенствования будущего педагога, способного к органичному физическому, интеллектуальному и нравственному саморазвитию. Залог успешной деятельности сегодня – высокий и постоянно развивающийся социально-профессиональный потенциал, определяющий творческую направленность физкультурно-оздоровительной работы в формате «спорт для всех». При таком подходе в процессе физического воспитания в вузе в значительной степени актуализируются формы, имеющие явную общественную направленность. Одной из таких форм является социально-педагогический проект. В статье обоснована целесообразность его использования для формирования компетенции личностного самосовершенствования будущих педагогов, приводится алгоритм создания социально-педагогического проекта «Учитель здоровья». Результаты исследования показали наличие существенного потенциала социально-педагогических проектов физкультурно-оздоровительной направленности как действенного средства формирования в сознании будущих педагогов позитивного отношения к умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.

Ключевые слова: личностное совершенствование будущего педагога, компетенция личностного самосовершенствования будущего педагога, внеучебная деятельность, социально-педагогическое проектирование.

Литература

  1. Дугина В.В. Организация физкультурных занятий по типу «спортизация» в образовательных учреждениях Республики Мордовия / В.В. Дугина // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 3. – С. 18-22.
  2. Загвязинский В.И. Возможно ли  в России здоровьеформирующее образование? / В.И. Загвязинский // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 11. – С. 96.
  3. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования / И.В. Котляров. – Минск: Наука и техника, 1989. – 188 с.
  4. Лубышева Л.И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 4. – С. 6-8.
  5. Манжелей И.В. Метод проектов в формировании физкультурных компетенций у бакалавров / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12. – С.  17.
  6. Положение о VII Всероссийском конкурсе «Учитель здоровья России – 2016». –  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imc-peterhof.edu.ru/files/files_zdorov/2015-2016/konkurs-uchitel-....
  7. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
  8. Шукшина Т.И. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации инновационной модели: вуз – базовая кафедра – общеобразовательная школа / Т.И.  Шукшина, С.Н. Горшенина, М.Ю. Кулебякина  // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 1. – С. 79-94.