Воспитание физических качеств средствами элементов спорта для организации деятельности человека в экстремальных условиях

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько
Е.С. Потовская
Доктор медицинских наук Т.А. Шилько
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Л. Гусева
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

В статье представлены результаты пилотажного исследования, посвященного оценке значимости разработанной авторами  методики воспитания физических качеств с использованием индивидуальных видов спорта (плавание, бодибилдинг, карате и ОФП) для повышения стрессоустойчивости к деятельности в экстремальных условиях.Анализ научно-методической литературы и практический опыт применения физических упражнений для повышения стрессоустойчивости организма  показали, что ее уровень во многом зависит от развития общей, статической, силовой, координационной выносливости, а также быстроты, ловкости и других физических качеств. Эффективность разработанной методики определялась по результатам тестирования уровней специальной физической подготовленности и показателей функционального состояния студентов (до и после окончания эксперимента).Результаты исследования позволили определить индивидуальный вид спорта, который в большей степени способствует воспитанию профессионально значимых физических качеств, способствующих минимизации стрессовых последствий воздействия экстремальных факторов, связанных с выполнением трудовой деятельности.

Ключевые слова: психофизическая готовность, стрессовые воздействия, специальные физические качества и др.

Использованная  литература

  1. Завирохин Д.С. Медико-биологические и психофизиологические проблемы спортивного отбора в пулевой стрельбе / Д.С. Завирохин, И.Ф. Саченко, А.М. Харисов, В.Б. Дергачев  // Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2012. – № 1(37). – С. 228-231.
  2. Иванова Е.В. Развитие координационных способностей у занимающихся экстремальными видами деятельности / Е.В. Иванова  // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 2. – С. 18-19.
  3. Карпеев А.Г. Критерии оценки двигательной координации спортивных действий / А.Г. Карпеев // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 3. – С. 169-173.
  4. Муртонен М. Оценка рисков на рабочем месте: практ. пособие / М. Муртонен. Сер. Охрана труда. Международный опыт. Вып. 1. Опыт Финляндии / под общ. ред. проф. Г.З. Файнбург. МОТ. – М., 2007. – 66 с.
  5. Пенно А.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих военных летчиков к аварийным ситуациям / А.Ф. Пенно // Новые технологии. – 2011. – № 3. – С. 219-222.
  6. Шилько В.Г. Воспитание профессионально значимых физических качеств для эффективной деятельности в экстремальных условиях / В.Г. Шилько, Э.В. Галажинский, Е.С. Потовская, Т.А. Шилько // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 91-92.