Сравнительная оценка показателей кардиореспираторной системы студентов с разной направленностью тренировочного процесса в условиях Югорского Севера

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор О.Л. Нифонтова1
Доктор биологических наук, профессор С.И. Логинов2
Аспирант В.З. Коньков1
Аспирант С.В. Коломеец1
Аспирантка С.Г. Сагадеева2
1Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
2Сургутский государственный университет, Сургут

Исследовано состояние кардиореспираторной системы (КРС) 75 студентов, постоянно проживающих в условиях Югорского Севера. Было выделено 3 группы: спортсмены циклических видов спорта, спортсмены ациклических видов спорта, контрольная группа, которую  составили студенты, не занимающиеся спортом. Установлено, что высокие физические нагрузки в условиях Севера повышают риск развития обструктивных нарушений, на что указывают более высокие значения индекса Тиффно у лиц контрольной группы (90,4%) по сравнению со спортсменами циклических (83,5%) и ациклических (83,2%) видов спорта. Адаптивные реакции КРС студентов, не занимающихся спортом, характеризуются менее экономичной работой сердца с высокими параметрами минутного объема крови – 5,4 л/мин и значениями частоты сердечных сокращений – 79,3 уд/мин.

Ключевые слова: кардиореспираторная система, спортсмены, студенты, Север.

Литература

  1. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Бевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 1997. – 236 с.
  2. Войнов В.Б. Методы оценки состояния систем кислородообеспечения организма человека / В.Б. Войнов, Н.В. Воронова, В.В. Золотухин. – Ростов-на-Дону.: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 99 с.
  3. Гудков А.Б. Внешнее дыхание человека на Европейском Севере: монография / А.Б. Гудков, О.Н. Попова. – Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2012. – 252 с.
  4. Исследование функции внешнего дыхания / В.Л. Баранов [и др.]. – СПб.: Элби–СПб., 2002. – 302 с.
  5. Кашутина Т.Е. Адаптационные изменения в дыхательной системе у спортсменов в период учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / Т.Е. Кашутина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2006. – Т. 12. – № 1. – С. 245–249.
  6. Куртеев С.Г. Исследование кардиореспираторной системы у лиц, занимающихся физической культурой и спортом: учеб. пособие / С.Г. Куртеев, Л. А. Лазарева. – Омск: СибГАФК, 1997. – 52 с.
  7. Логинов С.И. Физическая активность: методы оценки и коррекции / С.И. Логинов. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2005. – 342 с.
  8. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Н.А. Фомин. – М.: «Теория и практика физической культуры», 2003. – 383 с.: ил.
  9. Харитонова Л.Г. Особенности физического состояния организма студенток, проживающих в условиях Крайнего Севера: монография / Л.Г. Харитонова, О.А. Цепко. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. – 128 с.
  10. Чупакова Л.В. Изменения показателей легочной вентиляции в годовом цикле у детей старшего школьного возраста, уроженцев Европейского Севера / Л.В. Чупакова, Ф.А. Щербина, В.С. Смолина // Экология человека. – 2012. – № 8. – С. 50–53 .