Возможности БОС-технологий в адаптивном физическом воспитании и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук, доцент В.П. Власова
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

В работе обосновывается актуальность использования методов, базирующихся на принципе биологической обратной связи (БОС-технологии) в адаптивном физическом воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – одной из восьми категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основными нарушениями двигательной сферы умственно отсталых детей являются несформированность тонких дифференцированных движений и расстройство координации. Метод БОС широко применяется в медицинской практике врачей многих специальностей для лечения и реабилитации больных с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Исходя из того что основной задачей метода БОС является обучение навыкам саморегуляции,  использование БОС-технологий может решать не только медицинские, но и педагогические, здоровьесберегающие, здоровьеформирующие и коррекционные задачи, в связи с чем метод БОС представляется как метод адаптивного или функционального биоуправления. Однако опыт применения БОС-технологий в образовательных целях довольно скудный. Между тем в Республике Мордовия в соответствии с приказами Министерства спорта Российской Федерации спорт лиц с интеллектуальными нарушениями (спорт ЛИН) признан базовым видом спорта, для обеспечения которого необходимо физически готовить спортсменов с детского возраста. Успешный опыт использования зарубежными педагогами БОС-технологий в образовательных целях стал стимулом применения и разработки собственных программ использования метода БОС в адаптивном физическом воспитании детей с интеллектуальными нарушениями. Внедрение метода БОС в образование и реабилитацию детей с умственной отсталостью легкой степени с младшего школьного возраста призвано повысить успешность освоения адаптивной основной образовательной программы (АООП) в области физической культуры и как следствие достижений участников спорта ЛИН.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, БОС-технологии, адаптивное физическое воспитание и реабилитация детей с умственной отсталостью.

Литература

  1. Архипова С.В. Современные технологии обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья (матер. межрегион. семинара-практикума) / С.В. Архипова, О.А. Бибина // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 2 (14). – С. 31–34.
  2. Власова В.П. Влияние занятий физической культурой на физическую подготовленность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / В.П. Власова, А.А. Родинов // Актуальные проблемы физической культуры и студенческого спорта на современном этапе: всерос. студ.. науч.-практ. интернет-конф. / под ред. А.А. Щанкина; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – С. 12–17.
  3. Грызлова Л.В. Подготовка профессиональных кадров по физической культуре и спорту в условиях модернизации высшего образования / Л.В. Грызлова, А.В. Кокурин // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 8. – С. 13–14.
  4. Клинг Е.А. Применение аппаратно-программного комплекса с модулем «Бос-пульс» для лечения и реабилитации детей / Е.А. Клинг // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 2 (38). – С. 90–96.
  5. Сляднев А.А. Методические подходы к формированию двигательно-символической интенциональности ребенка с нарушением интеллекта / А.А. Сляднев // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 2 (50). – С. 17–19.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. – URL : http://fgos-ovz.herzen.spb.ru