Функциональная адаптация студентов факультета физической культуры к учебному процессу

Фотографии: 

Кандидат биологических наук, доцент Г.В. Пожарова
Кандидат медицинских наук, доцент Е.Е. Елаева
Мордовский государственный педагогический  институт им. М.Е. Евсевьева,  Саранск

Адаптация студентов к учебному процессу в вузе определяет усвоение профессиональных знаний, развитие познавательных и созидательных способностей, личностное развитие будущего специалиста, положительную социализацию в обществе, дальнейшую профессиональную карьеру. Необходимо выяснение закономерностей адаптации организма студентов к факторам сложной, насыщенной социально-информационной среды вуза. В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов факультета физической культуры к учебному процессу, неразрывно связанные с проблемами здоровья. Весьма актуальна разработка критериев контроля функционального состояния студентов и обоснование системы профилактической коррекции, рекреационных мероприятий, обеспечивающих адекватность протекания адаптации и сохранение высокого уровня здоровья. Спортивная тренировка оптимизирует механизмы гомеостаза, согласованность адаптивных возможностей человека. Высокий уровень функционального состояния является предпосылкой высокой физической работоспособности, потенциальной способностью организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам. Следовательно, адаптацию надо рассматривать как признак формирования определенного функционального состояния.

Ключевые слова: функциональная адаптация, резервные возможности, гомеостаз, учебный процесс.

Литература

  1. Кадакин В.В. Мордовский государственный педагогический институт – флагман развития физической культуры и спорта в регионе / В.В. Кадакин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 8. – С. 3–5.
  2. Кокурин А.В. Проблема развития психологической компетентности в системе подготовки спортсменов разных квалификаций // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 8 – С. 12–15.
  3. Куликов В.П. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья / В.П. Куликов, Л.Э. Безматерных // Физиология человека. – 2010. – № 3. – С. 59–65.
  4. Лубышева Л.И. Интерпретация олимпизма в базовых смыслах спортивной культуры / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 8. – С. 97–99.
  5. Майдокина Л.Г. Содержание направлений психолого-педагогического сопровождения развития саморегуляции субъекта спортивной деятельности / Л.Г. Майдокина, О.В. Кудашкина // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 2. – С. 50–54.
  6. Рябова Н.В. Мордовский базовый центр педагогического образования как инновационное структурное подразделение института // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (10) – С. 41–45.
  7. Шукшина Т.И. Мордовский базовый центр как инновационная модель подготовки учителя / Т.И. Шукшина // Российский научный журнал. – 2011. – № 4. – С. 76–85.