Роль регионального научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни в образовательной деятельности вуза

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Кокурин
Доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина
Кандидат педагогических наук П.В. Замкин
Кандидат исторических наук В.В. Мирошкин
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева,  Саранск

Сохранение здоровья населения остается одной из центральных проблем России. Для ее решения необходимо формирование ценностно-мотивационного отношения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, в основе которого лежит учет медико-биологических аспектов.
С целью осуществления научно-практической деятельности, направленной на решение проблем в области физической культуры и пропаганды здорового образа жизни, в Мордовском пединституте в 2011 г. было создано инновационное структурное подразделение – Региональный научно-практический центр физической культуры и здорового образа жизни. В статье рассмотрены основные аспекты его работы, цель которой – на изменение отношения молодежи к ценностям физической культуры и спорта, расширение сферы физкультурно-оздоровительных услуг в рамках государственных учреждений,  формирование у подрастающего поколения приоритетного отношения к здоровому образу жизни. Особое внимание уделено медико-биологическим возможностям центра, позволяющего осуществлять скрининг-обследования уровня физического и психоэмоционального состояния, функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем; осуществлять контроль за состоянием здоровья в динамике, разрабатывать индивидуальные программы по коррекции психического и физического здоровья различных контингентов. Как показывает опыт МГПИ, скрининг-обследования оказывают позитивное воздействие на процесс формирования личностного ценностно-мотивационного отношения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни. Мониторинговый потенциал центра, позволяющий учитывать медико-биологические аспекты здорового образа жизни, дает возможность эффективно применять здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе вуза, вывести подготовку будущих учителей физической культуры и тренеров на принципиально иной качественный уровень.

Ключевые слова: научно-практический центр физической культуры и здорового образа жизни, здоровьесбережение, скрининг-обследования, популяризация здорового образа жизни.

Литература

  1. Кадакин В.В. Мордовский государственный педагогический институт – флагман развития физической культуры и спорта в регионе / В.В. Кадакин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 8. – С. 3–5.
  2. Мирошкин В.В. По страницам летописи факультета физической культуры Мордовского пединститута / В.В. Мирошкин, А.В.  Кокурин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 8. – С. 6–8.
  3. Федотова Г.Г. Физическая культура в контексте гуманитарного образования студенческой молодежи / Г.Г. Федотова, Г.В. Пожарова // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (10). – С. 74–77.
  4. Шукшина  Т.И. Развитие системы научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – №  2 (10). – С.  13–18.
  5. Шукшина Т.И. Развитие системы научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования / Т.И.  Шукшина, П.В. Замкин, И.И. Парватова // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 4 (16). – С. 84–89.
  6. Шукшина Т.И. Через научные исследования – к спортивным победам: из опыта научно-исследовательской работы факультета физической культуры Мордовского пединститута / Т.И.  Шукшина, П.В. Замкин, В. В. Мирошкин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 8. – С. 9–11.
  7. Шукшина Т.И. Направления активизации научно-исследовательской работы студентов как механизм формирования научно-исследовательской компетентности у педагогических кадров в области физической культуры и спорта (из опыта работы Мордовского пединститута) / Т.И.  Шукшина, П.В. Замкин, В.В. Мирошкин, Л.Г. Паршина // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 11–13.