Преемственность образовательных стандартов в подготовке учителя физической культуры

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Е.В. Пискунова
Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,  Санкт-Петербург

В статье рассматриваются проблемы обеспечения преемственности стандартов высшего педагогического образования, общего образования и стандартов профессиональной деятельности педагога на материалах подготовки учителя физической культуры. Представлено авторское понимание условий обеспечения преемственности стандартов подготовки в вузовских образовательных программах. Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы в соответствии с госзаданием «Исследование преемственности ФГОС высшего образования, ФГОС общего образования и профессиональных стандартов в области образования».
В настоящее время физическая культура и педагогические условия, связанные с обеспечением формирования профессиональной компетентности педагога, становятся приоритетными исследованиями в свете новых научных и образовательных парадигм. Учитывая общий гуманистический подход к проблеме формирования физической культуры обучающихся, необходимо обратиться к рассмотрению личностного потенциала физической культуры. Сегодня физическая культура рассматривается не только как самостоятельный социальный феномен, но и как устойчивое качество личности. Таким образом, в программы всех ступеней образования должны быть заложены методические основы, отражающие ценностные ориентации физической культуры, взаимосвязь духовного, психического и физического здоровья.

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, учитель, высшее образование, педагогическое образование, профессиональный стандарт, профессиональная деятельность.

Литература

  1. Государственные образовательные стандарты общего образования. URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ - [дата обращения 28.04.2016].
  2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой, проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
  3. Пискунова Е.В.  Профессиональный стандарт педагога как фактор обеспечение готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. –  2015. №11 (Ноябрь).  ART 2438. - URL:  http://www.emissia.org/offline/2015/2438.htm   -  [дата обращения 28.04.2016].
  4. Пономарев Г.Н. Государственные образовательные стандарты в области физической культуры и спорта: проблемы и перспективы усовершенствования / Г.Н. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. 2000. – № 12. – С. 9–14.
  5. Пономарев Г.Н. Стратегия развития физической культуры в условиях реализации ФГОС ВПО / Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье. – 2012. – № 4. – С. 21–24.
  6. Профессиональный стандарт педагога // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf - [дата обращения 28.04.2016].
  7. Тихомирова Е.И. Образ «Я – здоровый подросток» в представлении обучающихся общеобразовательной школы / Е.И. Тихомирова, Т.А. Ляпунова // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. –  2015. №5 (Май).  ART 2366. - URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2366.htm - [дата обращения 28.04.2016].