Особенности подготовки спортсмена-любителя и спортсмена-профессионала

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев
Кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Панчук
Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Сидоренко
Кандидат педагогических наук С.А. Хисматуллин
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

В статье показано, что профессионализация – тренд современного спорта. Прослежена эволюция статуса спортсмен-профессионал в период 1988-2014 гг. Актуализирована проблема организации подготовки спортсмена-профессионала в системе образования. Для этого прежде всего предложены разработка и введение в действие нового ФГОС. Созданная в любительском спорте система спортивной подготовки решить эту проблему не может. Обращено внимание на то, что, опираясь на профессиональный стандарт «Спортсмен», образовательным учреждениям профессионального образования предстоит разработка ФГОС, а на его основе – профессиональных образовательных программ по формированию у спортсменов высокого профессионализма, поскольку их труд всегда позиционировался как высококвалифицированный. Отмечено, что сегодня спортивное образование находится в кризисе: нарушена связь между требованиями сферы труда и системой подготовки кадров. Показано, что уровень подготовленности спортсмена-любителя не позволяет ему профессионально сотрудничать с тренером в тренировочно-соревновательной деятельности из-за отсутствия у него профессионально-спортивных компетенций. Он имеет лишь начальное спортивное образование, полученное в ДЮСШ, СДЮШ, а вот в УОР, ШВСМ, колледже, институте, академии, университете физической культуры он не получает необходимого для спортсмена-профессионала уровня образованности.

Ключевые слова: спортсмен-профессионал, профессиональный спорт, тренировочно-соревновательная деятельность, спортивное образование.

Литература

  1. Коршунова Т.Ю. Развитие законодательства о труде профессиональных спортсменов / Т.Ю. Коршунова // Трудовое право. – 2006. – № 5. – С. 56-66.
  2. Основы законодательства о физической культуре и спорте // Настольная книга спортивного менеджера: справ. пособие. / М.И. Золотов и др. РГАФК, МГАФК. – М.: ФОН, 1997. – 518 с.
  3. Постановление Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от № 945,1988 г. «О совершенствовании управления футболом, другими видами спорта и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта».
  4. Приказ Госкомспорта СССР от 09.04.1987 г. № 228 «О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта (с изм. и доп., внесенными Приказами Госкомспорта СССР от 06.06.1988 г. № 229; от 30.06.1989 г. № 269; от 12.09.1989 г. № 381)».
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2014 г. № 186н «Об утверждении профессионального стандарта "Спортсмен"», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2014 года, регистрационный № 32397.
  6. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. № 80.
  7. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 28.02.2008 г. № 13-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».
  9. Федеральный закон от 28.02.2008 г. № 13-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», в последний включена глава «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров»
  10. Шевченко О.А. Профессиональные стандарты спортсменов и тренеров: будущее национальной системы компетенций и перспективы развития / О.А. Шевченко // Спорт: экономика, право, управление. – 2013. – № 4. – С. 25-28.