Российское артфехтование как наследие античности

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Лобанов1
Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России А.Д. Мовшович2
1Томский государственный педагогический университет,  Томск
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Исходной методологической установкой данного исследования явился принцип историзма, который при выявлении перспектив артистического фехтования в России требовал анализа не только современного состояния этого вида спорта, но и истории его возникновения и развития.
В связи с этим целесообразным оказалось изучение феноменов, создавших предпосылки для становления характера влияния артфехтования на российское общество.
В статье доказано, что сущность артистического фехтования определяется взаимосвязью культурных феноменов: фехтовального поединка как носителя идеалов спорта и театрализованного поединка как структурной части массового зрелища.
Установлено, что формализация влияния данных феноменов на сущность артфехтования посредством правил соревнований не может быть адекватной без осмысления исторического наследия спорта и театра.
Для решения этой задачи в структуре артфехтования выделено влияние социальных практик античных Греции (Олимпийский спорт) и Рима (гладиаторство).
Выделение наследия Древней Греции показало, что артистическое фехтование не может решить типично спортивные задачи по установлению рекордов и расширению возможностей человека как биологического вида, но актуализирует идеи гармонии и калокагатии применительно к сюжету, технике и образам персонажей.
Обращение к наследию Древнего Рима позволило обнаружить, что гладиаторские бои могут выступать для артистического фехтования примером объективности судейства в техническом и в актёрском планах.
Так, превосходство в технике определяло выживание гладиатора в бою, а артистизм и выразительность не только позволяли обмануть противника, но и давали шанс получить помилование от императора.
С учетом данных позиций очевидно, что развитие артистического фехтования в России может трактоваться как направление актуализации культурного наследия античной эпохи.

Ключевые слова: артистическое фехтование, фехтование, античность, спорт.

Литература

  1. Дрянных С.М. Судейство соревнований по артистическому фехтованию: проблемы и пути решения [Текст] / С. М. Дрянных // Наука и образование: матер. XIX Междунар. конф. (20-24.04.2015 г.): В 5 т. – Т. III. – Ч. 1. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. – С.  194–203.
  2. Лобанов В.В. Целостность как основополагающее условие развития артистического фехтования [Текст] / В.В. Лобанов // Наука и образование: матер. XIX Междунар. конф. (20-24.04.2015 г.): В 5 т. – Т. III. – Ч. 1. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. – С.  188–194.
  3. Мишенев С.В. История европейского фехтования [Текст] / С.В. Мишенев. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 208 с.
  4. Розин В.М. Соотносительный анализ культуры (на материале становления античной личности и права) [Текст] / В.М. Розин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2008. – Вып. 1 (75). – С. 125–135.
  5. Тышлер, Д. А. Вашу саблю, маэстро! Сюжеты спортивной педагогики [Текст] / Д. А.  Тышлер. – Москва: Терра-Спорт, 2004. – 256 с.
  6. Тышлер Д.А. Сценическое фехтование. Техника ведения боёв, пластика движений и батальная режиссура [Текст] / Д.А. Тышлер, А.Д. Мовшович. – М.: Академический Проект; Культура, 2011. – 239 с.