Образовательная программа по физической культуре в вузах с акцентом на современные критерии стандартизации

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат философских наук, доцент А.М. Леонтюк
Кандидат биологических наук, доцент О.В. Ващук
Кандидат биологических наук, доцент Р.С. Минвалеев
Т.Б. Леонтюк
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Цель настоящей работы – анализ опыта реализации педагогического процесса по физической культуре в Университете с акцентом на критерии стандартизации, принятые как в европейских странах, так и в нашей стране. Ухудшение здоровья учащейся молодежи должно стать показателем качества педагогического процесса по физической культуре. Научные исследования показали, что недостаток знаний в области физической культуры приводит к тому, что у значительной части студенчества уже к окончанию учебного заведения появляются серьезные проблемы со здоровьем. Чрезмерное смещение акцентов в педагогическом процессе учебных заведений на двигательный компонент (физическое развитие, физическую подготовленность и т.п.) в ущерб интеллектуальному – одна из главных причин того, что после их окончания занятия спортом не становятся насущной потребностью каждого выпускника. Поэтому учебная программа высшего учебного заведения прежде всего должна сформировать ценностные ориентации учащегося, добившись усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения конкретных образовательных задач, убедить его в важности их решения как для него лично, так и для общества. Опыт применения разработанной Санкт-Петербургским государственным университетом образовательной программы по физической культуре решает задачи, поставленные государством, за счет подчеркнуто образовательной направленности на 1-м курсе и воспитательной направленности в учебном материале 2–4-го курсов. А утверждение в Санкт-Петербургском университете трех вариантов итоговой аттестации по освоению общекультурной компетенции позволяет вписаться в глобальный образовательный процесс в свете подписанного Болонского соглашения.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, педагогический процесс, здоровье, качество продукта, стандарт, компетенция, социокультурная проблема.

Литература

  1. Гаврилов Д. И. Проблемы повыше­ния эффективности и качества занятий физической культурой высших учебных заведений / Д.И. Гаврилов, В.И. Григорьев, А.Г. Комков // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 3. – С. 12.
  2. Григорьев В.И. Нормативные функции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по разделу «Физическая культура» / В.И. Григорьев // Вопросы физического воспитания студентов: Межвуз. сб. Вып. ХХХII. – СПб., 2008. – С. 3–14.
  3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. – М., 1995. – С. 12.
  4. Намозова С.Ш. Организация физической культуры и спорта в классическом университете / С.Ш. Намозова, Ш.З. Хуббиев // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 9. – С. 16–23.
  5. Письмо Минобразования РФ от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».
  6. Распоряжение Правительства РФ »Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 07.08.2009 № 1101-р.  
  7. Сазонов Б.А. Индивидуально ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования / Б.А. Сазонов // Высшее образование в России. – 2011. – № 4. – С. 10–24. 
  8. Хуббиев Ш.З. Структура индивидуальной оздоровительной программы по физической культуре и технология ее разработки / Ш.З. Хуббиев, С.Ш. Намозова, Т.Л. Незнамова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 3. – С. 27–30.
  9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г., http //base.garant.ru/70278636/№ixzz3JuJjRynu.