Особенности формирования у студентов мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни

Фотографии: 

ˑ: 

Аспирантка А.Ю. Колесникова1
Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский2
Кандидат биологических наук, доцент К.В. Сухинина1
1Иркутский государственный университет, Иркутск
2Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

На формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни влияют психологические и социальные факторы: личностные особенности студентов (мотивационные сферы личности, когнитивные особенности, адаптивные особенности), уровень жизни, образ жизни, окружающая социальная среда. Так, согласно многочисленным исследованиям выявлена корреляционная взаимосвязь между состоянием здоровья, здоровым образом жизни и здоровым стилем жизни у студентов.
Цель исследования – выявить особенности формирования ценностного отношения к  здоровому образу жизни у студентов вуза на учебных занятиях по физической культуре.
Рассмотрены социально-психологические факторы, влияющие на формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов Иркутского государственного университета. Предложены особенности методической организации учебных занятий по физической культуре, направленных на формирование здорового образа жизни у студентов-первокурсников.
Эффективность процесса воспитания мотивационно-ценностного отношения к  здоровью зависит от комплексного целенаправленного использования психолого-педагогических форм, методов, технологий, средств, а  также и  от позиции самого студента, активно проявляющего собственную здоровьесберегающую позицию, стремление быть здоровым.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, мотивационно-ценностное отношение, студенты.

Литература

  1. Александрович О.Ю. Оптимизация учебных занятий в специальной медицинской группе студентов Иркутского государственного университета / О.Ю. Александрович, А.Ю. Колесникова, К.В. Сухинина. – Иркутск: ООО «Мегапринт», 2016. – 66 с.
  2. Буковский В.А. Физиологические основы здоровья и долголетия: теория и практика оздоровительной гимнастики: учеб. пособие / В.А. Буковский, К.В. Сухинина. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. – 147 с.
  3. Коняева М.А. Исследование мотивационно-ценностных отношений студентов Саратовской консерватории к вопросам формирования и сохранения здоровья / М.А. Коняева // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-27. – С. 6083-6087.
  4. Красноперова Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: монография / Н.А. Красноперова, В.В. Игнатова, О.А. Шушерина. – Красноярск: СибГТУ,  2006. – 180 с.
  5. Лебединский В.Ю. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах (паспорт здоровья): монография / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев, Е.С. Маслова и др. // Успехи современного естествознания. – 2010. – С. 152–153.
  6. Нефедова А.С. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема / А.С. Нефедова, Н.А. Сахарова // Молодой ученый. – 2014. – № 13. – С. 274–276.
  7. Проходовская Р.Ф. Здоровье студента: учеб. пособие / Р.Ф. Проходовская, Г.А. Гришина. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2006. – 142 с.
  8. Состояние здоровья и особенности образа жизни студентов-первокурсников Иркутского государственного университета / Л.И. Колесникова и др. // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-3. – С. 522–527.
  9. Сухинина К.В. Двигательная активность как фактор психофизиологического здоровья студентов: учеб. пособие / К.В. Сухинина. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 114 с.
  10. Сухинина К.В. К вопросу адаптации студентов в условиях обучения в вузе (обзор современных исследований) /
  11. В сб.: Седьмые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения, материалы в трех томах. – 2013. – С. 193–199.
  12. Физическая культура (лекционный материал): учеб. пособие / Р.Ф. Проходовская, К.В. Сухинина, А.Ю. Колесникова и др.; Изд-во «Мегапринт», 2015. – 267 с.
  13. Хусаинов Б.А. Прогностические аспекты повышения у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре / Б.А. Хусаинов // Молодой ученый. – 2013. – № 1. – С. 378–381.