Занятия восточными единоборствами как фактор регуляции психического напряжения и тревожности старшего дошкольника

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.Д. Чехонин
Тюменский государственный университет, Тюмень

Статья посвящена исследованию эффективности занятий восточными единоборствами в аспекте регуляции психического напряжения и тревожности детей старшего дошкольного возраста. Исследование описывает основные проблемы формирования эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста, анализирует потенциальную эффективность восточных единоборств в аспекте регуляции психического напряжения и тревожности ребенка, представляет практическое доказательство гипотетически означенной результативности занятий восточными единоборствами.
Цель исследования – выявление эффективности занятий восточными единоборствами в аспекте формирования эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника. Методику исследования составили анализ, психодиагностические тесты и опросники («Тeст трeвoжнoсти» В. Амeна и «Анкeта для рoдитeлeй» И.Б. Дeрманoвoй, направленная на выявление признаков психического напряжения), статистическая обработка данных. Контингент участников исследования – 72 ребенка старшего дошкольного возраста, занимающихся в секциях айкидо, карате и не занимающиеся физической культурой.
Основной результат исследования – выявление положительной и дифференцированной по профилю занятий динамики изменения эмоционально-волевой сферы детей, занимающихся единоборствами, и соответствующее подтверждение эффективности последних в означенной проблематике.

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, старший дошкольный возраст, регуляция, восточные единоборства, психолого-педагогический потенциал, психическое напряжение, тревожность.

Литература

  1. Верховцев К.Н. Потребностно-мотивационная сфера младшего школьника: физкультурно-спортивные потребности / К.Н. Верховцев // Казанская наука. – 2015. – № 5. – С. 321–323.
  2. Вилюнас В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Моск. ун-т, 1984. – 288 с.
  3. Вoрoнoв И.А. Психoтeхника вoстoчных eдинoбoрств / И.А. Воронов. – М.: Харвeст, 2006. – 432 с.
  4. Емельянова И.Н. Возрастная педагогика / И.Н. Емельянова. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2014. – 132 с.
  5. Лeoнтьeв А.Н. Пoтрeбнoсти, мoтивы и эмoции / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 2003. – 369 с.
  6. Чехонин А.Д. Нравственно-воспитывающий потенциал занятий айкидо / А.Д. Чехонин // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 9. – С. 80–84.
  7. Чехонин А.Д. Нравственное воспитание подростка в айкидо / А.Д. Чехонин. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 80 с.