Педагогические ресурсы оптимизации интеллектуальной активности подростков-спортсменов в неспецифических и специфических условиях деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
Т.Н. Луговских2
1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Центр спорта и образования «Самбо-70» Москомспорта, Москва

Цель исследования состоит в выявлении особенностей и педагогических ресурсов поддержания результативной интеллектуальной активности подростков в соревновательной деятельности. Исследование процессуальных параметров деятельности подростков-спортсменов с применением опросных методов, тестовых процедур «Теппинг-тест», «Компасы», «Скрытые фигуры», рефлексивного анализа соревновательной деятельности, педагогической оценки, описательной статистики, определения достоверности различий позволили выявить закономерности и педагогические ресурсы совершенствования качества интеллектуальной активности юных спортсменов. Контингент испытуемых – подростки-спортсмены 13-15 лет центров спорта и образования. Интеллектуальная активность подростков-спортсменов на фоне проявления естественной тенденции волнообразной динамики работоспособности в тестах продолжительностью 600 с характеризуется тремя спадами результативности. Данные рефлексивного анализа качества соревновательной деятельности позволили также выявить три и более проблемных зон потери интеллектуальной работоспособности, связанных с недостаточной информационной, мотивационной, когнитивной, операционально-деятельностной, эмоционально-волевой, регулятивной самоподдержкой. Наиболее сложная структура самоподдержки – в условиях перманентного соревновательного противоборства с равным соперником.

Ключевые слова: подросток, интеллектуальная активность, динамика, спортивная деятельность, специфичность условий.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности: автореф. дис. … докт. псх. наук / Д.Б. Богоявленская. – М.: НИИ общ. и пед. психологии, 1987. – 49 с.
  2. Гнездилова З.Ю. Формирование интеллектуальной активности учащихся в процессе обучения: дис. … канд. пед. наук / З.Ю. Гнездилова. – Иркутск: ИГПУ, 2001. – 165 с.
  3. Псеунок А.А. Особенности адаптации к тренировкам юных спортсменов, занимающихся циклическими и ациклическими видами спорта / А.А. Псеунок, М.А. Муготлев, М. Силантьев // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 1. – С. 24.