На острие проблем реализации компетентностного подхода в системе физкультурного образования России

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.П. Лукьяненко
Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Статья посвящена рассмотрению острых проблем, сопровождающих внедрение компетентностного подхода в современной российской образовательной действительности, которые, по мнению автора, не находят должного освещения и обсуждения в средствах массовой информации. При этом разработка организационно-педагогических условий внедрения компетентностно-ориентированного подхода фактически рассматривается в качестве своеобразной панацеи, призванной вывести наше образование на более высокий качественный уровень. Однако существуют объективные факты, а также логические, теоретические и методологические основания для серьёзных сомнений по поводу обнадёживающих перспектив реализации такого подхода.
Представленные в статье результаты анализа состояния проблемы свидетельствуют о фактическом отсутствии реальных преимуществ компететностного подхода по сравнению с традиционно сложившимися в России за многие десятилетия. Показано, что в существующих условиях образовательного процесса компетенции, если и формируются, то в большинстве случаев лишь в некоем надуманном, «виртуальном» образовательном пространстве, а не в сознании и душах обучаемых. Автор надеется, что содержание работы позволит внести определённую  лепту в решение  проблемы избавления   нашей педагогической науки и практики  от  «воинствующей»  декларативности, иллюзорности в представлениях о состоянии и путях развития напористого педагогического дилетантизма, доведённой до абсурда технократизации образовательного процесса.

Ключевые слова: модернизация образования, образовательный процесс, компетентностный подход, профессиональная компетентность, универсальные учебные действия.

Литература

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.
  2. Программа курса «Физическая культура» 10-11-е классы / авт.-сост. Т.В. Андрюхина, Н.В. Третьякова. Соответствует ФГОС. – М.: «Русское слово», 2014. – 63 с. (С. 7-9).
  3. Физическая культура. 2 класс: система уроков по учебнику А.П. Матвеева / авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Целищева Н. Ода здравому смыслу, или социальная опасность словоблудия // Народное образование, 2004. – № 8. – С. 189-202.
  5. Чичикин В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования: автореф. дис. … докт. пед. наук / В.Т. Чичикин. – М., 1995. – 33 с.