Концепция формирования виртуозности движений в подготовке высококвалифицированных спортсменов

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Касаткина1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
Ульяновск

Анализ спортивной литературы свидетельствует о том, что у специалистов по спорту сложились различные представления о значимости координационной подготовки в спортивном совершенствовании. Результаты исследования показывают, что именно расширение координационных возможностей является одним из ведущих условий надежности и стабильности результатов соревновательной деятельности. В статье рассматривается проблема повышения спортивных достижений высококвалифицированных атлетов путем улучшения показателей координационной подготовленности. Представлен новый подход к структурному содержанию виртуозности, одной из качественных характеристик двигательной деятельности, включающей ее основные компоненты, проявления и разновидности; факторы, влияющие на степень ее проявления; количественные и качественные критерии оценки. Результаты педагогического эксперимента показали, что целевая установка спортсменок на достижение виртуозности выполнения двигательных действий способствует более существенному росту спортивного мастерства.

Ключевые слова: спорт высших достижений, двигательные координации, виртуозность, структурное содержание.

Литература

  1. Абульханова М.В. Динамика связи и отношений между различными уровнями структуры двигательных способностей юных борцов / М.В. Абульханова // Теория практика физ. культуры. – 2011. – № 10. – С. 13.
  2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с., ил.
  3. Бенджамин Л. Красота спорта / Пер. с англ. И.Л. Моничева / Под общ. ред. В.И. Столярова. – М.: «Радуга», 1984. – С. 27–75.
  4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина. – 1996. – 166 с.
  5. Касаткина Н.А. Структура и содержание надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике / Н.А. Касаткина, Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры, 2011. – № 9. – С. 77–80.
  6. Колесник И.С. Основные направления повышения эффективности системы спортивной подготовки квалифицированных боксеров / И.С. Колесник. – М.: Флинта. – 2010. – 350 с.
  7. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств // Теория практика физ. культуры. – 1996. – № 7. – С. 2–5.
  8. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 192 с.
  9. Назаренко Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций / Л.Д. Назаренко. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – № 8. – С. 19–22.
  10. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций: монография / Л.Д. Назаренко. – М.: «Теория и практика физической культуры», 2003. – 258 с., ил.
  11. Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. – 249 с.
  12. Назаренко Л.Д. Концепция классификации двигательных координаций / Л.Д. Назаренко // Теория практика физ. культуры. – 2015. – № 3. – С. 99–101.
  13. Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности человека: автореф. дис. … докт. пед. наук / И.М. Туревский. – М., 1998. – 48 с.