Феномен физической рекреации: предмет и предметная область исследования

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Эльмурзаев
Кандидат педагогических наук И.А. Панченко
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Становление любой научной дисциплины начинается с выделения ее основных признаков, абстрагирования от всех случайных, несущественных, привнесенных извне, т.е. выделения того особенного, что позволяет отличать познаваемое явление от других схожих явлений.
На сегодняшний день единого представления о предмете и предметных областях физической рекреации не существует, что объясняется многообразием научных дисциплин, ее изучающих и которые рассматривают их с точки зрения своей конкретной науки.
Появляются новые научные дисциплины, изучающие физическую рекреацию, новые предметные области её исследований, которые уже не «вписываются в полном объеме в теории своих родовых понятий – физической культуры и общей рекреации».
Такое положение существенно затрудняет создание ее теории, приведение понятийно-категориального аппарата в единую общепризнаваемую систему.
В статье рассматриваются результаты теоретического обоснования и уточнения единого представления о предмете и предметных областях физической рекреации в многообразии изучающих её научных дисциплин, методологические принципы выделения предмета физической рекреации, индивидуализм и холизм, способы преодоления недостатков этих принципов при выделении предмета физической рекреации.

Ключевые слова: физическая рекреация, методология, индивидуализм, холизм, предмет, предметные области.

Литература

  1. Бердус М. Физическая рекреация и метатеоретические аспекты ее теории / М. Бердус // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы. Международный конгресс. – М., 1998. – Т. 2. – С. 521–522.
  2. Выдрин В.М. Физическая культура личности и общества / В.М. Выдрин. – СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. – 153 с.
  3. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б.В. Евстафьев. – Л.: ВИФК. 1985. – 117 с.
  4. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – 416 с.
  5. Эльмурзаев М.А. Введение в теорию физической рекреации: учеб. пособие / М.А. Эльмурзаев. – СПб.: Изд-во «Политехнический университет», 2015. – 249 с.