Особенности структуры психического здоровья спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.В. Еганов1
Доктор педагогических наук, профессор А.М. Кузьмин1
Доктор педагогических наук, профессор С.С. Коровин2
Доктор педагогических наук, профессор В.С. Быков3
1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
2Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
3Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), Челябинск

Психическое здоровье – одна из составляющих общего здоровья человека. Сохранение и укрепление здоровья обучающейся молодежи, в том числе и психического, является ведущей ценностью и условием для успешного овладения учебной, трудовой, спортивной, ратной деятельностью. Большинство исследователей рассматривают проблему здоровья спортсменов в свете единства здоровья духа, тела и интеллекта. В публикации выявлены особенности структуры психического здоровья спортсменов-студентов, занимающихся прикладными видами единоборств, и студентов, не занимающихся спортом. В результате исследования установлено, что уровень психического здоровья в группе спортсменов-студентов мужского пола, занимающихся прикладными видами единоборств, по сравнению со студентами, не занимающимися спортом, достоверно отличается в лучшую сторону по следующим показателям: энергичности в жизненных обстоятельствах, уверенности в целом, уравновешенности психических процессов, эмоциональному состоянию, умению оптимизировать психическое состояние при стрессе, желанию учиться, заниматься спортивной, учебной, трудовой деятельностью, способности организма обеспечивать внутреннее психическое равновесие.

Ключевые слова: психическое здоровье, спортсмены, студенты, прикладные единоборства, физическая культура, единоборства.

Литература

  1. Дружилов С.А. Психологические факторы здоровья человека и детерминанты его негативных психических состояний в труде / С.А. Дружилов // Междунар. журнал эксперим. образования. – 2013. – № 10. – С. 250–253.
  2. Коровин С.С. Функции профессиональной физической культуры и их характеристика / С.С. Коровин, В.А. Кабачков // Вестник спортивной науки. – 2007. – Вып. № 4. – С. 36–38.
  3. Кувалдин В.А. Анализ влияния физического и психического компонентов здоровья на качество жизни и образовательной деятельности студентов Тюменской государственной сельскохозяйственной академии и неучащейся молодежи / В.А. Кувалдин // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 10. – С. 19–23.
  4. Кузьмин A.M. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов по физической культуре: автореф. дис. ... докт. пед. наук / A.M. Кузьмин; УралГАФК. – Челябинск, 1999. – 37 с.
  5. Лубышева Л.И. Культурные трансформации современного спорта в аспекте со-циологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 6. – С. 10–13.
  6. Психическое здоровье обучающейся молодёжи / А.В. Еганов, В.С. Быков, Е.А. Черепов и др. // Современные концепции профессионального образования студенческой молодежи: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Тольятти: SIMJET, 2015. – 496 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://elibrary.ru/item.asp?id=23872032 (дата обращения 18.02.2016).