Влияние механотерапии на функциональное состояние кардиореспираторной системы и биомеханику позвоночника у детей с нарушением осанки

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук Е.С. Сабирьянова1
Доктор медицинских наук, профессор А.Р. Сабирьянов2
Магистрант Е.С. Харламов1
1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
2Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск

В статье анализируется влияние механотерапии на функциональное состояние кардиореспираторной системы и биомеханику позвоночника у детей с нарушением осанки. Цель данной работы – изучение влияния упражнений, направленных на их укрепление и ликвидацию дисбаланса мышц позвоночника на функциональное состояние кардиореспираторной системы, позвоночных двигательных сегментов у детей старшего школьного возраста с нарушениями осанки в сагиттальной плоскости. Представлен сравнительный анализ воздействия комплексов, включающих механотерапию и корригирующую гимнастику. Для оценки результатов исследования использовались тестирование на тренировочно-диагностическом аппарате «David Back Concept», импедансная реография на базе компьютерной системы «МАРГ-10-01, дыхательные пробы Штанге и Генча. В исследовании приняли участие дети старшего школьного возраста I-II групп здоровья с нарушением осанки в виде «кругло-вогнутой спины». Проведена оценка подвижности позвоночника и силы околопозвоночных мышц. Изучалась также динамика частоты сердечных сокращений, систолического и диастолического артериального давления, фракции выброса левого желудочка, частоты дыхания. Выявлена значимая эффективность дозируемых и контролируемых упражнений, направленных на укрепление позвоночных мышц у детей с нарушением осанки в виде «кругло-вогнутой спины». При этом наблюдались не только увеличение силы и оптимизация дисбаланса мышц позвоночника, но и улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы детей.

Ключевые слова: нарушения осанки, механотерапия, биомеханика позвоночника, кардиореспираторная система.

Литература

  1. Быков Е.В. Психофизиологические и физиологические аспекты адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов: монография / Е.В. Быков, А.В. Рязанцев, А.В. Чипышев и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 159 с.
  2. Быков Е.В. Мониторинг психофизиологического и физического развития учащихся-участников интеллектуально-игрового всеобуча / Е.В. Быков, С.В. Маценко, К.А. Кашицина и др. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета (электронный журнал). – 2014. – № 1. – С. 19-28.
  3. Исаев А.П. Физиологические механизмы действия методов мануальной терапии на ортостатическую реакцию сердечно-сосудистой системы / А.П. Исаев, А.Р. Сабирьянов, С.А. Личагина и др. // Физиология человека. – 2005. – Т. 31, № 4. – С. 65-69.
  4. Панкова Т.Б. Динамика состояния вегетативной нервной системы у школьников старшего возраста по данным кардиоинтервалографии / Т.Б. Панкова, Т.А. Бородулина // Росс. пед. журнал. – 2002. – № 2. – С. 16-21.
  5. Сабирьянов А.Р. Особенности динамики показателей кардиореспираторной системы и физической подготовленности у детей школьного возраста в условиях летнего оздоровительного центра / А.Р. Сабирьянов, С.А. Личагина, А.В. Шевцов и др. // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2004. – Т. 83, № 5. – С. 98-101.
  6. Сабирьянова Е.С. Закономерности онтогенетической адаптации сердечно-сосудистой системы и уровней ее регуляции к комплексу факторов внешней среды у детей, проживающих в условиях села и города: дис. ... докт. мед. наук / Е.С. Сабирьянова; ФГУН РНЦ ВТО им. Г.А. Илизарова. – Курган, 2010. – 338 с.